Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

Краткий аналитический обзор 2 этапа экспертизы

В рамках дискуссии высказалось 30 экспертов. Наиболее активное участие в обсуждении приняли представители науки, исполнительной власти, средств массовой коммуникации (журналисты и блогеры) и «общественники» (представители профсоюзов, общественных организаций и национально-культурных автономий).

Менее всего ознакомили нас со своим взглядом на проблему миграции представители бизнеса и законодательной власти.

Прозвучало свыше 50 оценок проблем, которые несет России миграция, а также свыше 100 различных предложений по нормализации ситуации.

Основное внимание экспертов оказалось сконцентрировано в области экономики. Именно эта сфера вызывает наибольшее число проблем и здесь же – наибольшее количество предложений по оптимизации ситуации.

Меньше всего было озвучено проблем в политической сфере, количество же предложений здесь превысило число проблемных высказываний более чем в 4 раза.

Схожая ситуация сложилась и при анализе экспертами культурных проблем.

 

Фокус анализа проблем, связанных с миграцией, в целом, оказался различным для разных групп экспертов.

Так, для ученых наиболее важны социальные проблемы и вопросы правопорядка, в то время как представители остальных экспертных групп основные проблемы видят в экономике.

Несколько иная картина интересов наблюдается при формулировке экспертами своих предложений. Так, экономические меры чаще предлагали  представители органов власти и общественных организаций, в то время как журналисты и блогеры сконцентрировались на вопросах правопорядка и культурных различий, а ученые «взяли на себя» социокультурный аспект.


Проблемы, поднимаемые экспертами

В целом, высказывания экспертов сильно разнились по тематике – ряд экспертов дал оценку ситуации в целом, другие же сформулировали мнение, исходя из узких рамок своей профессиональной деятельности. Этот факт, с одной стороны, не позволяет провести точные количественные подсчеты высказанных мнений, а с другой – помогает обратиться «вглубь» проблем.

Тем не менее, предложенные для обсуждения вопросы задали своеобразный вектор внимания экспертов – большая часть оценок сконцентрировалась вокруг вопроса о влиянии труда мигрантов на развитие экономики региона и страны в целом:

Тематика высказывания

Количество экспертных мнений

Проблемы экономики региона и страны  в целом

15

Проблемы, связанные с бюджетом региона

9

Проблемы, связанные с местным населением

8

Проблемы, связанные с мигрантами

8

Проблемы, связанные с органами власти

5

Проблемы, связанные с работодателями

4

Различия в менталитете и культуре мигрантов и принимающего населения

4

Моральные паники

2

Национальная безопасность

1

В целом, угрозы экономике России и региона, связанные с миграцией, по мнению экспертов, следующие:

- происходит вытеснение местного населения с рынка труда;

- консервируются низкие зарплаты;

- консервируется низкий стандарт качества работ;

- консервируется низкая производительность труда.

Все это приводит к экстенсивному пути развития экономики: отсутствует конкуренция, работодателям невыгодно развивать технологии в то время, когда есть доступ к рабскому – низкооплачиваемому и бесконтрольному – труду мигрантов.

К тому же, по мнению экспертов, эта ситуация приводит закреплению неправового мышления работодателей и – во вторую очередь – работников (повсеместно нарушается Трудовой кодекс, зачастую - Уголовный и др.)

Ряд экспертов отдельно подчеркивает негативное влияние сложившейся ситуации на бюджет. Здесь ведущей проблемой стало противоречие между отсутствием налоговых отчислений мигрантами в бюджет и нагрузкой на социальную систему страны/региона.

Особое внимание эксперты уделяют положению местного населения, которое, по их мнению, ухудшается вследствие использования  труда мигрантов. Отмечается, что население вынуждено конкурировать с мигрантами, что мигранты позволяют себя эксплуатировать, а эта практика переносится работодателями и на местное население.

Противоположное мнение (озвученное двумя представителями органов власти) – мигранты занимают места, невостребованные местным населением, а значит, и нет конкуренции между мигрантами и местными трудовыми ресурсами.

Сами по себе мигранты – отдельная тема для рассуждений экспертов.

В первую очередь, подчеркивается разница менталитетов приезжающего и принимающего населения.

Вторая тема – связь мигрантов с фактами нарушения правопорядка. Здесь мнения экспертов разнятся. Мигранты выступают и в роли провокаторов (они позволяют работодателям нарушать Трудовой кодекс), и в роли преступников (подчеркивается повышенная криминогенность мигрантской среды), и в роли жертв (многие мигранты не по собственной воле оказываются в России, бесправны, не могут пользоваться базовыми человеческими правами).

Камень преткновения – незнание мигрантами (и их детьми) русского языка. Незнание языка вызывает сложности как в трудовой деятельности мигрантов, так и в социокультурном взаимодействии с принимающим населением. Зачастую, для многих экспертов незнание русского языка является маркером квалификации мигранта и толерантности по отношению к России.

Отдельные претензии высказывают эксперты органам власти. В первую очередь, констатируется отсутствие внятной миграционной политики.  Подчеркивается бесконтрольность миграции, коррупция в органах власти.

Один из экспертов отметил, что  Центры занятости не в полной мере отражают потребности экономики, работодатель вынужден обращаться к рекрутинговым агентствам.

Надо отметить еще один вид проблем, отмеченный некоторыми экспертами, - это наличие в обществе т.н. «моральных паник» в отношении присутствия мигрантов в экономической и социокультурной жизни региона.

Предложения экспертов

Каковы же пути разрешения сложившейся ситуации, весьма проблемной, по мнению подавляющего большинства экспертов?

Наибольшее количество предложений касается нормализации общественного климата в связи с пребыванием мигрантов.  С этой точки зрения рассматривались как проблемы адаптации мигрантов, так и экономические, и социальные вопросы. Вопросы миграционной политики в целом и в частностях также заняли заметное место в рассуждениях экспертов. Третья значительная группа предложений связана с вопросами планирования социально-экономического развития региона с учетом эффектов миграции. Часть предложений экспертов касается изменений в законодательстве – в вопросах въезда и регистрации мигрантов, контроля пребывания мигрантов в России, предоставления гражданства и др.

Оптимизация общественного климата в связи с пребыванием мигрантов

В первую очередь, это решение проблемы адаптации мигрантов – прозвучал спектр мнений от выявления необходимости адаптации мигрантов вообще до отдельных аспектов адаптации.

Большинство экспертов сходятся в том, что адаптация мигрантов нужна. Однако, разнятся подходы к вопросу о том, что должно составлять суть адаптации. Здесь есть две крайние точки зрения. Первая рассматривает адаптацию как организацию вхождения мигрантов (и отдельных групп мигрантов) в социокультурное сообщество принимающей стороны. В рамках этой точки зрения можно выделить следующие предложения экспертов:

  • нужна взаимная адаптация мигрантов и местного населения    
  • нужна адаптация детей через посещение образовательных учреждений    
  • адаптация молодежи – через образовательные учреждения, рабочие коллективы, с особой ролью НКА      
  • адаптация нужна, но не за счет бюджета 
  • адаптацию должны обеспечивать диаспоры     
  • мигранты должны адаптироваться через включение в различные социокультурные сообщества     
  • нужна адаптация как объяснение культуры России, обучение языку 
  • нужна спецпрограмма абсорбции     
  • нужно выстраивать различные стратегии адаптации с использованием научных разработок          
  • нужны специальные площадки для включения мигрантов в жизнь принимающего сообщества          
  • необходимо организовать подготовку специалистов органов власти по социальной работе с мигрантами 
  • особое внимание - адаптации женщин       
  • необходимо повысить роль служб занятости и активность общественных организаций в социальной интеграции мигрантов        

Вторая точка зрения акцентирует внимание на мерах, связанных с предъявлением мигрантам требований по знанию русского языка и культуры:

  • введение обязательных тестов для мигрантов на знание языка и культуры России
  • мигранты должны подписывать документ, обязывающий соблюдать традиции и законы России 

В этом же русле анализируется и вопрос о необходимости адаптационного центра для мигрантов. Он рассматривается экспертами в совершенно различных ключах – от Центра помощи мигрантам до Центра контроля за пребыванием мигрантов в России. Весь спектр мнений по этому вопросы следующий:

  • центр адаптации нужен 
  • нужны центры помощи мигрантам 
  • нужен центр адаптации, обязательный для посещения мигрантами 
  • нужен миграционный центр как центр фильтрации и контроля          
  • нужен крупный миграционный центр      
  • нужны адаптационные центры за границей      

Остальные мнения по вопросам оптимизации общественного климата связаны с организацией трудовой деятельности  мигрантов в России:

  • мигранты должны иметь возможность вести трудовую деятельность вне мигрантских сообществ       
  • необходимо становление равных социальных гарантий местному и прибывающему населению в целях гармонизации интересов работников и работодателей принимающей стороны и мигрантов  
  • необходимо уделить большее внимание трудоустройству местного населения 
  • необходимо ужесточение ответственности работодателей за нарушение трудовых прав иностранных работников
  • необходимо бороться с моральными паниками, транслируемыми, в первую очередь, СМИ

Нельзя не отметить важную ремарку одного из экспертов о необходимости разделения в этом вопросе мигрантов, приехавших в Россию на постоянное место жительства, и трудовых мигрантов.

Планирование социально-экономического развития с учетом эффектов миграции

Значительная часть экспертов подчеркивает, что миграционные процессы должны быть составной частью планирования и координации социально-экономического развития страны и регионов. Основным  механизмом включения миграционных процессов в экономику региона должно быть квотирование. Причем, выделение квот должно быть обоснованным, прозрачным и конкретным.

Из частных предложений можно выделить следующее:

  • регионы должны получать особый статус для привлечения миграционной рабочей силы
  • необходимо регулирование заработной платы мигрантов           
  • нужно квотирование на конкретные объекты  
  • создать прозрачную систему проверки работодателя на необходимость привлечения иностранной рабочей силы     
  • создать агентство, занимающееся поиском высококвалифицированных иностранцев       
  • медицинские учреждения нуждаются в низкоквалифицированном труде мигрантов           

Предложения, связанные с расходованием и пополнением бюджета, следующие:

  • дети мигрантов должны иметь лишь платный доступ к образованию
  • мигранты должны иметь дорогую медицинскую страховку
  • мигранты должны платить налоги

В отношении найма мигрантов:

  • исключить посредников между работодателями и рабочей силой (кроме служб занятости)
  • нанимать на работу только знающих русский язык мигрантов

Отдельным направлением работы, по мнению экспертов, является работа с местными трудовыми ресурсами:

  • нужно создавать систему повышения образовательного уровня местной рабочей силы (за счет расходов государства, работодателей и работников)
  • необходима разработка программы содействия занятости местных трудовых ресурсов

Изменение подходов к реализации миграционной политики

Этот вопрос также рассматривается экспертами в нескольких аспектах – от констатации факта необходимости пересмотра подходов к миграции до конкретных предложений в различных областях экономики и политики:

  • выработать единую миграционную политику
  • больше ориентироваться на внутреннюю миграцию
  • максимально легализовать миграцию, провести миграционную амнистию
  • создать единое миграционное ведомство
  • провести чистку рядов чиновников, связанных с миграционными процессами
  • необходимо способствовать преодолению дисфункций социальных институтов, обеспечивающих прием мигрантов.
  • работодатели должны нести ответственность за знание русского языка и медицинскую страховку мигрантов
  • стимулировать работодателей повышать квалификацию мигрантов
  • на основании межгосударственных договоров привлекать только профессионально подготовленных на спецкурсах ФМС РФ и сдавших там экзамены

Упорядочивание процедуры въезда и регистрации иностранных граждан

Это одна из наиболее широко обсуждаемых тем. Подавляющее большинство высказавшихся на портале экспертов говорило о необходимости ужесточения процедуры въезда и, в том числе, о необходимости введения визового режима

Некоторые предложения исходили из различного отношения к мигрантам – как необходимым экономике страны или как к представляющим угрозу для страны:

  • необходимо сократить препятствия для въезда мигрантов в случае их необходимости экономики
  • необходим строгий учет всех низкоквалифицированных мигрантов

В отношении регистрации иностранных граждан прозвучали следущие предложения:

  • ликвидировать пробелы в законодательстве
  • заключить соглашения с Администрациями муниципальных образований города Тюмени, Тюменского района и юга Тюменской области об информационном взаимодействии для предоставления сведений о массовой регистрации граждан по одному адресу
  • требует значительного ужесточения и роль посреднических фирм, которые оказывают незаконные услуги мигрантам в прописке, регистрации, постановке на учёт

Нормативно-правовое регулирование миграции

Сформировалось два подхода к оценке существующего законодательства – с акцентом на его несоблюдении на практике (что и вызывает существующие проблемы, по мнению экспертов) и с предложениями об изменении отдельных правовых норм:

  • необходимо соблюдать существующее законодательство в сфере миграции, искоренение коррупции
  • ликвидация пробелов в законодательстве (без уточнения)
  • ликвидация проблемы недействительных патентов
  • нужна регламентация процедуры зачисления детей мигрантов в школы с целью исключения детей нелегальных мигрантов

Также прозвучало два предложения из области контроля мигрантов во время пребывания в России:

  • должна быть немедленная депортация мигрантов-правонарушителей
  • необходимо создать спецбазу мигрантов для правоохранительных органов

Еще одно предложение - максимально упростить предоставление гражданства соотечественникам, возвращающимся из-за рубежа.

Краткий аналитический обзор 2 этапа экспертизы
Экспертные мнения
2
1
Датских Олег ЭриковичДатских Олег Эрикович
Заместитель начальника Управления - начальник отдела по вопросам трудовой миграции, беженцев, вынужденных переселенцев и соотечественников, подполковник внутренней службы

В силу своей стабильности Тюменская область по-прежнему привлекает иностранных граждан. Устойчивая тенденция к возрастанию миграционных потоков обусловлена безвизовым и упрощенным порядком въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию из стран-участников СНГ.  читать целиком
3
5
Кивацкий Михаил НиколаевичКивацкий Михаил Николаевич
Председатель Тюменского межрегионального объединения организаций профсоюзов «Тюменский облсовпроф»

Мы разделяем точку зрения, что общество не должно быть отстранено от формирования миграционной политики. Никакая на наш взгляд экономическая выгода не может перечеркивать мнения граждан общества, в которое пребывает мигрант. Это касается как внутренней, так и внешней миграции.  читать целиком
69
5
Курбанов Яраги МаммаевичКурбанов Яраги Маммаевич
доктор технических наук, профессор, директор ЗапСибБурНИПИ, Представитель Республики Дагестан в Тюменской области

В современном мире миграция связана с необходимостью поиска достойной работы, наличием опасных социальных явлений, экономической и социально-политической нестабильностью в регионах исконного проживания...  читать целиком
8
2
Шанина Екатерина Ивановна Шанина Екатерина Ивановна
Депутат Тобольской городской Думы

Учитывая быстрый рост экономического развития региона, Тобольск сегодня, как и вся Тюменская область, становится привлекательными для современной трудовой миграции. Явление трудовой миграции прочно входит в нашу жизнь. Это реалии, к которым нужно относиться как к неизбежности, они требует пристального изучения и выработки отношений.  читать целиком
1
9
Невидайло Лариса КириловнаНевидайло Лариса Кириловна
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Тюменской области

В последние месяцы тема нелегальной миграции и борьбы с ней остается ключевой в политической повестке дня страны. Нельзя отрицать, что проблема существует и стоит остро. Однако прежде чем давать оценку нелегальным работникам стоит оценить существующие факты.  читать целиком
9
0
Корнеев Михаил ВикторовичКорнеев Михаил Викторович
Начальник УМВД России по Тюменской области, генерал-майор

Анализ состояния миграционной ситуации на территории области показывает устойчивую тенденцию роста в 2013 году количества прибывающих иностранных граждан более чем на 40%. Дешевая и готовая к любой самой тяжелой деятельности рабочая сила не может не влиять на рынок труда.  читать целиком
2
5
Куликова Инна БорисовнаКуликова Инна Борисовна
Директор департамента здравоохранения Тюменской области

В связи с тем, что работа в медицинских организациях Тюменской области требует наличия профильного медицинского образования, массового потока мигрантов в отрасль здравоохранения не отмечается...  читать целиком
4
4
Белявский Павел ВикторовичБелявский Павел Викторович
Депутат Тюменской областной Думы

У предпринимателя для решения многих производственных задач есть два основных выбора: либо увеличить производительность труда, либо снизить издержки. Производительность труда требует внедрения техники, повышения уровня организованности бизнеса, т.е. больших усилий со стороны бизнеса. А издержки снижаются легко, наймом бригады мигрантов.  читать целиком
3
5
Шишелякина АленаШишелякина Алена
Младший научный сотрудник Института проблем освоения Севера СО РАН

В связи с тем, что тема миграции и миграционной политики зачастую переплетается с проблемой адаптации мигрантов. Предлагаю, свои размышления об этом. 
  читать целиком
7
21
Черепанов МаксимЧерепанов Максим
Научный сотрудник Института проблем освоения Севера СО РАН

Как субъекты трудовых отношений внешние мигранты могут влиять исключительно на свои трудовые права, реализуя или игнорируя их.  читать целиком
3
2
Клюева Вера ПавловнаКлюева Вера Павловна
Cтарший научный сотрудник Института проблем освоения Севера СО РАН

Сложно отвечать на такие вопросы не уточнив, какой смысл вкладывается в слова. Тем более, в такой болезненной проблеме – проблеме миграции. Что понимается под словом «мигрант» в задаваемых вопросах?  читать целиком
1
19
Райдер Алексей Владимирович Райдер Алексей Владимирович
Директор департамента образования и науки Тюменской области

В дошкольные организации дети мигрантов принимаются на общих основаниях. Фактов, вызывающих социальную напряжённость в среде местного населения в связи с устройством детей мигрантов в детские сады, никогда не выявлялось  читать целиком
1
2
Шулинина Людмила ПетровнаШулинина Людмила Петровна
Первый заместитель директора департамента труда и занятости населения Тюменской области

Доля иностранной рабочей силы в Тюменской области составляет 3% от общей численности занятых граждан на территории области. Около 83% от общей численности иностранной рабочей силы в регионе привлекают организации строительной сферы.

  читать целиком
17
21
Даурбеков Тимур МагомедовичДаурбеков Тимур Магомедович
Полномочный представитель Республики Ингушетия в Тюменской области

Тема эта актуальна для всех стран и регионов с более или менее развитой экономикой, и процессы везде протекают одинаково. Поэтому буду лаконичен.  читать целиком
6
2
Филатов Игорь ЕвгеньевичФилатов Игорь Евгеньевич
Главный редактор Тюменской интернет газеты "Вслух.ру"

Трудовая миграция из стран Ближнего Зарубежья для России – процесс закономерный, как для любой другой развитой страны, с относительно высоким уровнем населения, следствием чего является кризисная демографическая ситуация.  читать целиком
2
33
Воробьев Евгений МихайловичВоробьев Евгений Михайлович
Председатель комитета по делам национальностей Тюменской области

В настоящее время Тюменская область является крупным принимающим центром, территорией массового въезда, а также транзита мигрантов. Обстановка на территории Тюменской области с точки зрения межнациональных отношений остается достаточно стабильной.  читать целиком
5
3
Тарасевич Иван АнатольевичТарасевич Иван Анатольевич
к.ю.н, доцент, Институт права, экономики и управления ТГУ

Хочу начать с того, что на данный момент насущной необходимостью является определение терминов, используемых в данном обсуждении, да и в других аналогичных независимо от уровня такого обсуждения. Кого называют мигрантами?  читать целиком
22
2
Ярков Александр ПавловичЯрков Александр Павлович
Заведующий сектором института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета

Положение с мигрантами определяется не только проблемами с их трудовой занятостью, но и политическими, экономическими и культурными факторами. К сожалению, в регионе немало проблем с внутрироссийскими мигрантами...
  читать целиком
26
3
Моор Светлана МихайловнаМоор Светлана Михайловна
Доктор социологических наук, профессор, директор Центра дистанционного образования ТюмГНГУ

Мигранты, безусловно, несут угрозу трудовым правам местного населения. Необходимо разрабатывать механизмы «мягкого» цивилизованного вхождения на рынок труда, где наблюдается явный дефицит рабочей силы, позиционировать это, как поддержку развитию региона, государства, соблюдая единые нормативы оплаты труда и жизнеобеспечения.  читать целиком
27
6
Ярославова Светлана БорисовнаЯрославова Светлана Борисовна
Заместитель секретаря Общественной палаты Тюменской области

Прогноз по миграции сегодня может сделать каждый, поскольку тенденция улови-ма по многим признакам, и ее трудно не заметить. Миграция будет расти. В то же время усилится отток высококвалифицированных кадров из России, что может привести к общему снижению качественных показателей народонаселения...  читать целиком
22
1
Шарапов Вадим ВикторовичШарапов Вадим Викторович
Политолог, блогер

Начнем с аксиомы. Без мигрантов России не обойтись. Абсурдно утверждать, что страна таких масштабов (как географических, так и иных) может полностью закрыть границы для мигрантов. То есть, конечно, может - для легальных, разумеется. Может денно и нощно отлавливать нелегальных. Но проблему это не решит.  читать целиком
22
5
Зимин Андрей ЮрьевичЗимин Андрей Юрьевич
Блогер

Давайте сразу и безоговорочно отбросим в сторону байки об экономической необходимости заимствованной раб.силы.  Приезжие «работники» необходимы лишь в том случае, когда вы сами не можете управиться, в силу своей невысокой квалификации, либо своей специализации с каким либо объёмом производства, либо с его сложностью.  читать целиком
18
1
Гришин Владимир ВалерьевичГришин Владимир Валерьевич
Кандидат психологических наук, директор филиала «ВЦИОМ-Урал»

1. Как влияют на рынок труда мигранты? Несут ли мигранты угрозу трудовым правам местного населения?  
А. Деформируют. Б. Правам - нет. Желаниям и возможностям - да.  читать целиком
13
38
Абукин Динар МарсельвичАбукин Динар Марсельвич
Депутат городской Думы

Сразу же оговорюсь, что  я всегда имею в виду  настоящую угрозу  национальной безопасности и будущему  Российской государственности и  русскому народу. Считаю, что  неконтролируемый поток миграции на территорию России  представляет собой главную угрозу национальной безопасности, с которой наша страна может столкнуться в ближайшие годы. Причём эта угроза в перспективе при сохранении нынешних тенденций будет только расти...  читать целиком
1
26
Шишелякина АленаШишелякина Алена
Младший научный сотрудник Института проблем освоения Севера СО РАН

Я полагаю, что проблема миграции для нашего российского общества является относительно новой, поскольку в советское время контакты с заграницей были ограничены, общество не было открытым и глобальным.  В некоторой  степени это объясняет, почему многие граждане нашей страны болезненно переживают наличие мигрантов...  читать целиком
1
28
Андрейкин Дмитрий ВасильевичАндрейкин Дмитрий Васильевич
Начальник аналитического отдела Департамента информационной политики Тюменской области

Вполне естественно, что на миграцию в Россию люди решаются не от лучшей жизни. Это с одной стороны, а с другой на кардинальное изменение образа жизни готовы пойти только самые жизнестойкие и, если в данном случае уместно, "харизматичные".  читать целиком
28
2
Кошелев Дмитрий ЕвгеньевичКошелев Дмитрий Евгеньевич


Адаптацию мигрантов можно обеспечить только поддержанием высокого социального статуса коренного населения и высокой ценой получения этого статуса. Если получение статуса коренного населения не является привлекательной для мигрантов целью, добиться их адаптации невозможно.  читать целиком
30
38
Поляков Дмитрий ВалерьевичПоляков Дмитрий Валерьевич


Проблема отношения к мигрантам несколько глубже, чем надуманная этническая неприязнь. Общество не едино, взаимоотношения разных народностей внутри страны далеки от радужных. В этом случае поиск некого внешнего врага позволяет отвлечь от внутренних проблем...  читать целиком
21
4
Фатин Данила ВалериевичФатин Данила Валериевич
Теле- радиоведущий, блогер

Есть мнение, что, нетребовательные к зарплате, мигранты создали ситуацию, при которой коренному населению тоже приходится работать за копейки. И именно поэтому последние не особо рвутся занять рабочие места первых. Ну это же неправда...  читать целиком

Краткий аналитический обзор 2 этапа экспертизы

В рамках дискуссии высказалось 30 экспертов. Наиболее активное участие в обсуждении приняли представители науки, исполнительной власти, средств массовой коммуникации (журналисты и блогеры) и «общественники» (представители профсоюзов, общественных организаций и национально-культурных автономий).

Менее всего ознакомили нас со своим взглядом на проблему миграции представители бизнеса и законодательной власти.

Прозвучало свыше 50 оценок проблем, которые несет России миграция, а также свыше 100 различных предложений по нормализации ситуации.

Основное внимание экспертов оказалось сконцентрировано в области экономики. Именно эта сфера вызывает наибольшее число проблем и здесь же – наибольшее количество предложений по оптимизации ситуации.

Меньше всего было озвучено проблем в политической сфере, количество же предложений здесь превысило число проблемных высказываний более чем в 4 раза.

Схожая ситуация сложилась и при анализе экспертами культурных проблем.

 

Фокус анализа проблем, связанных с миграцией, в целом, оказался различным для разных групп экспертов.

Так, для ученых наиболее важны социальные проблемы и вопросы правопорядка, в то время как представители остальных экспертных групп основные проблемы видят в экономике.

Несколько иная картина интересов наблюдается при формулировке экспертами своих предложений. Так, экономические меры чаще предлагали  представители органов власти и общественных организаций, в то время как журналисты и блогеры сконцентрировались на вопросах правопорядка и культурных различий, а ученые «взяли на себя» социокультурный аспект.


Проблемы, поднимаемые экспертами

В целом, высказывания экспертов сильно разнились по тематике – ряд экспертов дал оценку ситуации в целом, другие же сформулировали мнение, исходя из узких рамок своей профессиональной деятельности. Этот факт, с одной стороны, не позволяет провести точные количественные подсчеты высказанных мнений, а с другой – помогает обратиться «вглубь» проблем.

Тем не менее, предложенные для обсуждения вопросы задали своеобразный вектор внимания экспертов – большая часть оценок сконцентрировалась вокруг вопроса о влиянии труда мигрантов на развитие экономики региона и страны в целом:

Тематика высказывания

Количество экспертных мнений

Проблемы экономики региона и страны  в целом

15

Проблемы, связанные с бюджетом региона

9

Проблемы, связанные с местным населением

8

Проблемы, связанные с мигрантами

8

Проблемы, связанные с органами власти

5

Проблемы, связанные с работодателями

4

Различия в менталитете и культуре мигрантов и принимающего населения

4

Моральные паники

2

Национальная безопасность

1

В целом, угрозы экономике России и региона, связанные с миграцией, по мнению экспертов, следующие:

- происходит вытеснение местного населения с рынка труда;

- консервируются низкие зарплаты;

- консервируется низкий стандарт качества работ;

- консервируется низкая производительность труда.

Все это приводит к экстенсивному пути развития экономики: отсутствует конкуренция, работодателям невыгодно развивать технологии в то время, когда есть доступ к рабскому – низкооплачиваемому и бесконтрольному – труду мигрантов.

К тому же, по мнению экспертов, эта ситуация приводит закреплению неправового мышления работодателей и – во вторую очередь – работников (повсеместно нарушается Трудовой кодекс, зачастую - Уголовный и др.)

Ряд экспертов отдельно подчеркивает негативное влияние сложившейся ситуации на бюджет. Здесь ведущей проблемой стало противоречие между отсутствием налоговых отчислений мигрантами в бюджет и нагрузкой на социальную систему страны/региона.

Особое внимание эксперты уделяют положению местного населения, которое, по их мнению, ухудшается вследствие использования  труда мигрантов. Отмечается, что население вынуждено конкурировать с мигрантами, что мигранты позволяют себя эксплуатировать, а эта практика переносится работодателями и на местное население.

Противоположное мнение (озвученное двумя представителями органов власти) – мигранты занимают места, невостребованные местным населением, а значит, и нет конкуренции между мигрантами и местными трудовыми ресурсами.

Сами по себе мигранты – отдельная тема для рассуждений экспертов.

В первую очередь, подчеркивается разница менталитетов приезжающего и принимающего населения.

Вторая тема – связь мигрантов с фактами нарушения правопорядка. Здесь мнения экспертов разнятся. Мигранты выступают и в роли провокаторов (они позволяют работодателям нарушать Трудовой кодекс), и в роли преступников (подчеркивается повышенная криминогенность мигрантской среды), и в роли жертв (многие мигранты не по собственной воле оказываются в России, бесправны, не могут пользоваться базовыми человеческими правами).

Камень преткновения – незнание мигрантами (и их детьми) русского языка. Незнание языка вызывает сложности как в трудовой деятельности мигрантов, так и в социокультурном взаимодействии с принимающим населением. Зачастую, для многих экспертов незнание русского языка является маркером квалификации мигранта и толерантности по отношению к России.

Отдельные претензии высказывают эксперты органам власти. В первую очередь, констатируется отсутствие внятной миграционной политики.  Подчеркивается бесконтрольность миграции, коррупция в органах власти.

Один из экспертов отметил, что  Центры занятости не в полной мере отражают потребности экономики, работодатель вынужден обращаться к рекрутинговым агентствам.

Надо отметить еще один вид проблем, отмеченный некоторыми экспертами, - это наличие в обществе т.н. «моральных паник» в отношении присутствия мигрантов в экономической и социокультурной жизни региона.

Предложения экспертов

Каковы же пути разрешения сложившейся ситуации, весьма проблемной, по мнению подавляющего большинства экспертов?

Наибольшее количество предложений касается нормализации общественного климата в связи с пребыванием мигрантов.  С этой точки зрения рассматривались как проблемы адаптации мигрантов, так и экономические, и социальные вопросы. Вопросы миграционной политики в целом и в частностях также заняли заметное место в рассуждениях экспертов. Третья значительная группа предложений связана с вопросами планирования социально-экономического развития региона с учетом эффектов миграции. Часть предложений экспертов касается изменений в законодательстве – в вопросах въезда и регистрации мигрантов, контроля пребывания мигрантов в России, предоставления гражданства и др.

Оптимизация общественного климата в связи с пребыванием мигрантов

В первую очередь, это решение проблемы адаптации мигрантов – прозвучал спектр мнений от выявления необходимости адаптации мигрантов вообще до отдельных аспектов адаптации.

Большинство экспертов сходятся в том, что адаптация мигрантов нужна. Однако, разнятся подходы к вопросу о том, что должно составлять суть адаптации. Здесь есть две крайние точки зрения. Первая рассматривает адаптацию как организацию вхождения мигрантов (и отдельных групп мигрантов) в социокультурное сообщество принимающей стороны. В рамках этой точки зрения можно выделить следующие предложения экспертов:

  • нужна взаимная адаптация мигрантов и местного населения    
  • нужна адаптация детей через посещение образовательных учреждений    
  • адаптация молодежи – через образовательные учреждения, рабочие коллективы, с особой ролью НКА      
  • адаптация нужна, но не за счет бюджета 
  • адаптацию должны обеспечивать диаспоры     
  • мигранты должны адаптироваться через включение в различные социокультурные сообщества     
  • нужна адаптация как объяснение культуры России, обучение языку 
  • нужна спецпрограмма абсорбции     
  • нужно выстраивать различные стратегии адаптации с использованием научных разработок          
  • нужны специальные площадки для включения мигрантов в жизнь принимающего сообщества          
  • необходимо организовать подготовку специалистов органов власти по социальной работе с мигрантами 
  • особое внимание - адаптации женщин       
  • необходимо повысить роль служб занятости и активность общественных организаций в социальной интеграции мигрантов        

Вторая точка зрения акцентирует внимание на мерах, связанных с предъявлением мигрантам требований по знанию русского языка и культуры:

  • введение обязательных тестов для мигрантов на знание языка и культуры России
  • мигранты должны подписывать документ, обязывающий соблюдать традиции и законы России 

В этом же русле анализируется и вопрос о необходимости адаптационного центра для мигрантов. Он рассматривается экспертами в совершенно различных ключах – от Центра помощи мигрантам до Центра контроля за пребыванием мигрантов в России. Весь спектр мнений по этому вопросы следующий:

  • центр адаптации нужен 
  • нужны центры помощи мигрантам 
  • нужен центр адаптации, обязательный для посещения мигрантами 
  • нужен миграционный центр как центр фильтрации и контроля          
  • нужен крупный миграционный центр      
  • нужны адаптационные центры за границей      

Остальные мнения по вопросам оптимизации общественного климата связаны с организацией трудовой деятельности  мигрантов в России:

  • мигранты должны иметь возможность вести трудовую деятельность вне мигрантских сообществ       
  • необходимо становление равных социальных гарантий местному и прибывающему населению в целях гармонизации интересов работников и работодателей принимающей стороны и мигрантов  
  • необходимо уделить большее внимание трудоустройству местного населения 
  • необходимо ужесточение ответственности работодателей за нарушение трудовых прав иностранных работников
  • необходимо бороться с моральными паниками, транслируемыми, в первую очередь, СМИ

Нельзя не отметить важную ремарку одного из экспертов о необходимости разделения в этом вопросе мигрантов, приехавших в Россию на постоянное место жительства, и трудовых мигрантов.

Планирование социально-экономического развития с учетом эффектов миграции

Значительная часть экспертов подчеркивает, что миграционные процессы должны быть составной частью планирования и координации социально-экономического развития страны и регионов. Основным  механизмом включения миграционных процессов в экономику региона должно быть квотирование. Причем, выделение квот должно быть обоснованным, прозрачным и конкретным.

Из частных предложений можно выделить следующее:

  • регионы должны получать особый статус для привлечения миграционной рабочей силы
  • необходимо регулирование заработной платы мигрантов           
  • нужно квотирование на конкретные объекты  
  • создать прозрачную систему проверки работодателя на необходимость привлечения иностранной рабочей силы     
  • создать агентство, занимающееся поиском высококвалифицированных иностранцев       
  • медицинские учреждения нуждаются в низкоквалифицированном труде мигрантов           

Предложения, связанные с расходованием и пополнением бюджета, следующие:

  • дети мигрантов должны иметь лишь платный доступ к образованию
  • мигранты должны иметь дорогую медицинскую страховку
  • мигранты должны платить налоги

В отношении найма мигрантов:

  • исключить посредников между работодателями и рабочей силой (кроме служб занятости)
  • нанимать на работу только знающих русский язык мигрантов

Отдельным направлением работы, по мнению экспертов, является работа с местными трудовыми ресурсами:

  • нужно создавать систему повышения образовательного уровня местной рабочей силы (за счет расходов государства, работодателей и работников)
  • необходима разработка программы содействия занятости местных трудовых ресурсов

Изменение подходов к реализации миграционной политики

Этот вопрос также рассматривается экспертами в нескольких аспектах – от констатации факта необходимости пересмотра подходов к миграции до конкретных предложений в различных областях экономики и политики:

  • выработать единую миграционную политику
  • больше ориентироваться на внутреннюю миграцию
  • максимально легализовать миграцию, провести миграционную амнистию
  • создать единое миграционное ведомство
  • провести чистку рядов чиновников, связанных с миграционными процессами
  • необходимо способствовать преодолению дисфункций социальных институтов, обеспечивающих прием мигрантов.
  • работодатели должны нести ответственность за знание русского языка и медицинскую страховку мигрантов
  • стимулировать работодателей повышать квалификацию мигрантов
  • на основании межгосударственных договоров привлекать только профессионально подготовленных на спецкурсах ФМС РФ и сдавших там экзамены

Упорядочивание процедуры въезда и регистрации иностранных граждан

Это одна из наиболее широко обсуждаемых тем. Подавляющее большинство высказавшихся на портале экспертов говорило о необходимости ужесточения процедуры въезда и, в том числе, о необходимости введения визового режима

Некоторые предложения исходили из различного отношения к мигрантам – как необходимым экономике страны или как к представляющим угрозу для страны:

  • необходимо сократить препятствия для въезда мигрантов в случае их необходимости экономики
  • необходим строгий учет всех низкоквалифицированных мигрантов

В отношении регистрации иностранных граждан прозвучали следущие предложения:

  • ликвидировать пробелы в законодательстве
  • заключить соглашения с Администрациями муниципальных образований города Тюмени, Тюменского района и юга Тюменской области об информационном взаимодействии для предоставления сведений о массовой регистрации граждан по одному адресу
  • требует значительного ужесточения и роль посреднических фирм, которые оказывают незаконные услуги мигрантам в прописке, регистрации, постановке на учёт

Нормативно-правовое регулирование миграции

Сформировалось два подхода к оценке существующего законодательства – с акцентом на его несоблюдении на практике (что и вызывает существующие проблемы, по мнению экспертов) и с предложениями об изменении отдельных правовых норм:

  • необходимо соблюдать существующее законодательство в сфере миграции, искоренение коррупции
  • ликвидация пробелов в законодательстве (без уточнения)
  • ликвидация проблемы недействительных патентов
  • нужна регламентация процедуры зачисления детей мигрантов в школы с целью исключения детей нелегальных мигрантов

Также прозвучало два предложения из области контроля мигрантов во время пребывания в России:

  • должна быть немедленная депортация мигрантов-правонарушителей
  • необходимо создать спецбазу мигрантов для правоохранительных органов

Еще одно предложение - максимально упростить предоставление гражданства соотечественникам, возвращающимся из-за рубежа.

Краткий аналитический обзор 2 этапа экспертизы


Эксперты
Фатин Данила Валериевич
Поляков Дмитрий Валерьевич
Кошелев Дмитрий Евгеньевич
Андрейкин Дмитрий Васильевич
Шишелякина Алена
Абукин Динар Марсельвич
Шарапов Вадим Викторович
Зимин Андрей Юрьевич
Гришин Владимир Валерьевич
Ярославова Светлана Борисовна
Моор Светлана Михайловна
Ярков Александр Павлович
Тарасевич Иван Анатольевич
Воробьев Евгений Михайлович
Филатов Игорь Евгеньевич
Даурбеков Тимур Магомедович
Шулинина Людмила Петровна
Клюева Вера Павловна
Черепанов Максим
Райдер Алексей Владимирович
Шишелякина Алена
Куликова Инна Борисовна
Белявский Павел Викторович
Корнеев Михаил Викторович
Невидайло Лариса Кириловна
Шанина Екатерина Ивановна
Курбанов Яраги Маммаевич
Кивацкий Михаил Николаевич
Датских Олег Эрикович
Мнений экспертов: 29