Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

Мнение эксперта / Шулинина Людмила Петровна

Оценка пользователей
1
согласен
2
не согласны

Шулинина Людмила Петровна

Шулинина Людмила Петровна

Первый заместитель директора департамента труда и занятости населения Тюменской области

1. Как влияют на рынок труда мигранты? Несут ли мигранты угрозу трудовым правам местного населения? В каких сферах заняты? Существует ли разница между уровнем оплаты труда специалиста-мигранта и местного жителя? Спрос на каких специалистов регион не может закрыть внутренними ресурсами?

В течение последних лет в Тюменской области сложилась благоприятная ситуация в экономике и социальной сфере, характеризующаяся ростом потребностей работодателей в рабочей силе и привлечением дополнительных трудовых ресурсов на вакантные и вновь создаваемые рабочие места. Трудовые ресурсы области не в полном объеме удовлетворяют имеющуюся потребность работодателей в рабочей силе. В связи с этим для достижения оптимального баланса трудовых ресурсов, оптимизации спроса и предложения на рынке труда на территорию области ежегодно привлекается иностранная рабочая сила.

Доля иностранной рабочей силы в Тюменской области составляет 3% от общей численности занятых граждан на территории области.

Около 83% от общей численности иностранной рабочей силы в регионе привлекают организации строительной сферы. Наиболее востребованные профессии иностранными работниками: плотник, подсобный рабочий, штукатур, грузчик, бетонщик, арматурщик, каменщик, монтажник, отделочник, дорожный рабочий.

Квота на привлечение иностранной рабочей силы в Тюменскую область составляет:

в 2012г. -16549 человек;

в 2013г. - 20823 человека;

По данным УФМС России по Тюменской области по состоянию на 25.11.2013 года на территории Тюменской области общее количество работающих трудовых мигрантов составляет 11754 человека.

Разрабатывая и принимая меры по регулированию трудовой миграции, органы исполнительной власти Тюменской области исходят из необходимости обеспечения занятости местных трудовых ресурсов, а также безработных граждан из других субъектов Российской Федерации.

Одной из основных мер по замещению иностранной рабочей силы национальными трудовыми ресурсами являются мероприятия по созданию условий для трудоустройства российских граждан на вакантные рабочие места, на которые работодатели планировали привлечение иностранной рабочей силы, включающие:

  • направление свода заявок работодателей, планирующих привлечение иностранных работников, в центры занятости населения для возможного трудоустройства российских граждан на свободные рабочие места;
  • разработку и реализацию Планов мероприятий с работодателями, привлекающими иностранных работников на постоянной основе, по замещению иностранной рабочей силы местными трудовыми ресурсами. В 3 квартале текущего года заключено с работодателями и реализуется 260 Планов мероприятий;
  • организацию профессионального обучения и переподготовки кадров на рабочие места, занимаемые иностранными работниками. За январь-октябрь текущего года на профессиональное обучение направлено 481 безработный гражданин по наиболее востребованным иностранными работниками профессиям: каменщик, кондитер, машинист бульдозера, машинист автомобильного крана, машинист экскаватора, повар, стропальщик, тракторист, электрогазосварщик, облицовщик-плиточник, штукатур, электросварщик ручной сварки, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций. Из числа направленных на профессиональное обучение 365 человек завершили обучение, 335 человек трудоустроено;
  • предоставление работодателям информации о жителях Тюменской области и других регионов Российской Федерации, обратившихся в органы занятости и изъявивших желание работать по профессиям, востребованным работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу;
  • первоочередное трудоустройство российских граждан на заявленные вакансии. В 2013 году Департаментом труда и занятости населения Тюменской области выдано 101 заключение о целесообразности привлечения 3558 иностранных работников, а также 28 заключений о нецелесообразности привлечения 244 иностранных работников по причине того, что срок предоставления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в государственное учреждение службы занятости населения составляет менее одного календарного месяца на дату получения запроса от ФМС России или ее территориального органа на получение заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, а также из-за отсутствия в перечне сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников на текущий год, утвержденных Федеральной службой по труду и занятости, рабочих мест, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) подал заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • информирование граждан о возможностях трудоустройства на вакантные рабочие места, предполагаемые для привлечения иностранных работников, через средства массовой информации, информационные стенды в центрах занятости населения.
  • информирование Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области о вакантных рабочих местах, в том числе, на которые планируется привлечение иностранной рабочей силы, в целях замещения вакантных рабочих мест осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях.

Департаментом труда и занятости населения Тюменской области заключены Соглашения о сотрудничестве в области содействия в трудоустройстве гражданам на других территориях Российской Федерации, в том числе на рабочие места, предполагаемые для замещения иностранными работниками, с 24 регионами Российской Федерации.

В 2014 году у работодателей сохраняется потребность в привлечении иностранной рабочей силы. На предстоящий год 516 работодателями заявлена потребность в привлечении 77746 иностранных работников из 47 стран мира. Решением областной межведомственной комиссии на 2014 год согласована потребность в привлечении 13197 иностранных работников, в том числе 10665 человек из стран в порядке, не требующем получения визы для въезда, и 2532 человека из стран в порядке, требующем получения визы для въезда.

В том числе в разрезе отраслей:

Строительство- 77,7%

Промышленность- 11,0%

Торговля- 3,7%

Сельское хозяйство- 1,1%

Прочие- 6,5%

Перечень наиболее востребованных профессий:

Каменщик- 1953 чел., штукатур- 1713 чел., подсобный рабочий- 1461 чел., бетонщик- 1420 чел., арматурщик- 1260 чел., плотник- 634 чел., монтажник- 601 чел., маляр- 515 чел., электрогазосварщик- 409 чел., облицовщик-мраморщик- 367 чел., отделочник ЖБИ- 332 чел. и т.д.

В целях повышения доходов и качества жизни населения в Тюменской области действует региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области, подписанное Правительством Тюменской области, Тюменским межрегиональным объединением организаций профсоюзов "Тюменский областной совет профессиональных союзов", Региональным объединением работодателей "Союз работодателей Тюменской области". Соглашение определяет размер минимальной заработной платы для работников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области и для работников внебюджетного сектора экономики:

 

2013г.

2012г.

Работники бюджетной сферы

5500 руб.

5000 руб.

Работники внебюджетной сферы

7970 руб.

5818 руб.

 

 

 

Прожиточный минимум в ТО (для трудоспособного населения)

8209 руб.

7066 руб.

МРОТ

5205 руб.

4330 руб.

 

Средняя заработная плата в Тюменской области по итогам 2012 года составила 28825 руб., в том числе в разрезе отраслей:

Строительство -37282 руб.

Промышленность -20309 руб.

Торговля -25818 руб.

Сельское хозяйство -17540 руб.

Областной межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных работников при согласовании потребности работодателей в иностранной рабочей силе уделяется внимание на то, чтобы размер оплаты труда иностранным работникам не был ниже величины прожиточного минимума, а также значительно ниже средней величины размера оплаты труда в регионе для данной отрасли.

С увеличением уровня минимального размера оплаты труда увеличивается заработная плата, устанавливаемая иностранным работникам, что делает более привлекательными данные рабочие места для российских граждан.

В утвержденной квоте 2013 года уровень средней заработной платы составляет 14800 руб.

2. Как обеспечить поток мигрантов, необходимых экономике региона?

Потребность в привлечении иностранных работников определяется правилами утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 года № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в российской федерации».

Для определения потребности в привлечении иностранной рабочей силы департаментом труда и занятости населения Тюменской области, как уполномоченным органом по организации и координации работы по определению потребности в привлечении в Тюменскую область иностранных работников и подготовке предложений по формированию квот на осуществление иностранными работниками трудовой деятельности:

  • обеспечен прием и учет заявок работодателей;

  • согласование заявок с заинтересованными органами (органы исполнительной власти, Управление федеральной миграционной службы по Тюменской области, Государственная инспекция труда в Тюменской области, трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений).

Целесообразность предусматриваемых объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников рассматриваются с учетом:

а/ анализа демографического развития региона, перспектив ожидаемых миграционных процессов, прежде всего внутренней миграции;

б/ перспектив изменения спроса на рабочую силу в Тюменской области, в том числе за счет предусматриваемого создания рабочих мест в рамках реализации приоритетных национальных проектов, инвестиционных проектов, федеральных отраслевых, региональных и местных программ развития;

в/ имеющегося трудового потенциала, в том числе прогноза численности безработных граждан и ожидаемого высвобождения работников;

г/ возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников

д/ возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри Тюменской области, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации

е/ ожидаемого количества выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиям и специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранных работников

ж/ допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тюменской области

з/ участия Тюменской области в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

и/ возможности Тюменской области в отношении обустройства привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, исходя из обеспеченности населения жильем и объектами социальной инфраструктуры

Предложения по определению потребности в привлечении иностранной рабочей силы областной межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных работников сформированы на основании заявок работодателей с учётом мнений:

заинтересованных органов исполнительной власти Тюменской области: департаментом экономики Тюменской области, департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, главным управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, департаментом труда и занятости населения Тюменской области, управлением лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области, департаментом образования и науки Тюменской области, департаментом по спорту и молодёжной политике Тюменской области;

Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области;

Управления Россельхозназора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам;

Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области;

Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тюменской области;

Управления Федеральной миграционной службы по Тюменской области;

Государственной инспекции труда в Тюменской области.

Другие мнения по теме
2
1
Датских Олег ЭриковичДатских Олег Эрикович
Заместитель начальника Управления - начальник отдела по вопросам трудовой миграции, беженцев, вынужденных переселенцев и соотечественников, подполковник внутренней службы

В силу своей стабильности Тюменская область по-прежнему привлекает иностранных граждан. Устойчивая тенденция к возрастанию миграционных потоков обусловлена безвизовым и упрощенным порядком въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию из стран-участников СНГ.  читать целиком
3
5
Кивацкий Михаил НиколаевичКивацкий Михаил Николаевич
Председатель Тюменского межрегионального объединения организаций профсоюзов «Тюменский облсовпроф»

Мы разделяем точку зрения, что общество не должно быть отстранено от формирования миграционной политики. Никакая на наш взгляд экономическая выгода не может перечеркивать мнения граждан общества, в которое пребывает мигрант. Это касается как внутренней, так и внешней миграции.  читать целиком
69
5
Курбанов Яраги МаммаевичКурбанов Яраги Маммаевич
доктор технических наук, профессор, директор ЗапСибБурНИПИ, Представитель Республики Дагестан в Тюменской области

В современном мире миграция связана с необходимостью поиска достойной работы, наличием опасных социальных явлений, экономической и социально-политической нестабильностью в регионах исконного проживания...  читать целиком
8
2
Шанина Екатерина Ивановна Шанина Екатерина Ивановна
Депутат Тобольской городской Думы

Учитывая быстрый рост экономического развития региона, Тобольск сегодня, как и вся Тюменская область, становится привлекательными для современной трудовой миграции. Явление трудовой миграции прочно входит в нашу жизнь. Это реалии, к которым нужно относиться как к неизбежности, они требует пристального изучения и выработки отношений.  читать целиком
1
9
Невидайло Лариса КириловнаНевидайло Лариса Кириловна
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Тюменской области

В последние месяцы тема нелегальной миграции и борьбы с ней остается ключевой в политической повестке дня страны. Нельзя отрицать, что проблема существует и стоит остро. Однако прежде чем давать оценку нелегальным работникам стоит оценить существующие факты.  читать целиком
9
0
Корнеев Михаил ВикторовичКорнеев Михаил Викторович
Начальник УМВД России по Тюменской области, генерал-майор

Анализ состояния миграционной ситуации на территории области показывает устойчивую тенденцию роста в 2013 году количества прибывающих иностранных граждан более чем на 40%. Дешевая и готовая к любой самой тяжелой деятельности рабочая сила не может не влиять на рынок труда.  читать целиком
2
5
Куликова Инна БорисовнаКуликова Инна Борисовна
Директор департамента здравоохранения Тюменской области

В связи с тем, что работа в медицинских организациях Тюменской области требует наличия профильного медицинского образования, массового потока мигрантов в отрасль здравоохранения не отмечается...  читать целиком
4
4
Белявский Павел ВикторовичБелявский Павел Викторович
Депутат Тюменской областной Думы

У предпринимателя для решения многих производственных задач есть два основных выбора: либо увеличить производительность труда, либо снизить издержки. Производительность труда требует внедрения техники, повышения уровня организованности бизнеса, т.е. больших усилий со стороны бизнеса. А издержки снижаются легко, наймом бригады мигрантов.  читать целиком
3
5
Шишелякина АленаШишелякина Алена
Младший научный сотрудник Института проблем освоения Севера СО РАН

В связи с тем, что тема миграции и миграционной политики зачастую переплетается с проблемой адаптации мигрантов. Предлагаю, свои размышления об этом. 
  читать целиком
7
21
Черепанов МаксимЧерепанов Максим
Научный сотрудник Института проблем освоения Севера СО РАН

Как субъекты трудовых отношений внешние мигранты могут влиять исключительно на свои трудовые права, реализуя или игнорируя их.  читать целиком
3
2
Клюева Вера ПавловнаКлюева Вера Павловна
Cтарший научный сотрудник Института проблем освоения Севера СО РАН

Сложно отвечать на такие вопросы не уточнив, какой смысл вкладывается в слова. Тем более, в такой болезненной проблеме – проблеме миграции. Что понимается под словом «мигрант» в задаваемых вопросах?  читать целиком
1
19
Райдер Алексей Владимирович Райдер Алексей Владимирович
Директор департамента образования и науки Тюменской области

В дошкольные организации дети мигрантов принимаются на общих основаниях. Фактов, вызывающих социальную напряжённость в среде местного населения в связи с устройством детей мигрантов в детские сады, никогда не выявлялось  читать целиком
17
21
Даурбеков Тимур МагомедовичДаурбеков Тимур Магомедович
Полномочный представитель Республики Ингушетия в Тюменской области

Тема эта актуальна для всех стран и регионов с более или менее развитой экономикой, и процессы везде протекают одинаково. Поэтому буду лаконичен.  читать целиком
6
2
Филатов Игорь ЕвгеньевичФилатов Игорь Евгеньевич
Главный редактор Тюменской интернет газеты "Вслух.ру"

Трудовая миграция из стран Ближнего Зарубежья для России – процесс закономерный, как для любой другой развитой страны, с относительно высоким уровнем населения, следствием чего является кризисная демографическая ситуация.  читать целиком
2
33
Воробьев Евгений МихайловичВоробьев Евгений Михайлович
Председатель комитета по делам национальностей Тюменской области

В настоящее время Тюменская область является крупным принимающим центром, территорией массового въезда, а также транзита мигрантов. Обстановка на территории Тюменской области с точки зрения межнациональных отношений остается достаточно стабильной.  читать целиком
5
3
Тарасевич Иван АнатольевичТарасевич Иван Анатольевич
к.ю.н, доцент, Институт права, экономики и управления ТГУ

Хочу начать с того, что на данный момент насущной необходимостью является определение терминов, используемых в данном обсуждении, да и в других аналогичных независимо от уровня такого обсуждения. Кого называют мигрантами?  читать целиком
22
2
Ярков Александр ПавловичЯрков Александр Павлович
Заведующий сектором института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета

Положение с мигрантами определяется не только проблемами с их трудовой занятостью, но и политическими, экономическими и культурными факторами. К сожалению, в регионе немало проблем с внутрироссийскими мигрантами...
  читать целиком
26
3
Моор Светлана МихайловнаМоор Светлана Михайловна
Доктор социологических наук, профессор, директор Центра дистанционного образования ТюмГНГУ

Мигранты, безусловно, несут угрозу трудовым правам местного населения. Необходимо разрабатывать механизмы «мягкого» цивилизованного вхождения на рынок труда, где наблюдается явный дефицит рабочей силы, позиционировать это, как поддержку развитию региона, государства, соблюдая единые нормативы оплаты труда и жизнеобеспечения.  читать целиком
27
6
Ярославова Светлана БорисовнаЯрославова Светлана Борисовна
Заместитель секретаря Общественной палаты Тюменской области

Прогноз по миграции сегодня может сделать каждый, поскольку тенденция улови-ма по многим признакам, и ее трудно не заметить. Миграция будет расти. В то же время усилится отток высококвалифицированных кадров из России, что может привести к общему снижению качественных показателей народонаселения...  читать целиком
22
1
Шарапов Вадим ВикторовичШарапов Вадим Викторович
Политолог, блогер

Начнем с аксиомы. Без мигрантов России не обойтись. Абсурдно утверждать, что страна таких масштабов (как географических, так и иных) может полностью закрыть границы для мигрантов. То есть, конечно, может - для легальных, разумеется. Может денно и нощно отлавливать нелегальных. Но проблему это не решит.  читать целиком
22
5
Зимин Андрей ЮрьевичЗимин Андрей Юрьевич
Блогер

Давайте сразу и безоговорочно отбросим в сторону байки об экономической необходимости заимствованной раб.силы.  Приезжие «работники» необходимы лишь в том случае, когда вы сами не можете управиться, в силу своей невысокой квалификации, либо своей специализации с каким либо объёмом производства, либо с его сложностью.  читать целиком
18
1
Гришин Владимир ВалерьевичГришин Владимир Валерьевич
Кандидат психологических наук, директор филиала «ВЦИОМ-Урал»

1. Как влияют на рынок труда мигранты? Несут ли мигранты угрозу трудовым правам местного населения?  
А. Деформируют. Б. Правам - нет. Желаниям и возможностям - да.  читать целиком
14
38
Абукин Динар МарсельвичАбукин Динар Марсельвич
Депутат городской Думы

Сразу же оговорюсь, что  я всегда имею в виду  настоящую угрозу  национальной безопасности и будущему  Российской государственности и  русскому народу. Считаю, что  неконтролируемый поток миграции на территорию России  представляет собой главную угрозу национальной безопасности, с которой наша страна может столкнуться в ближайшие годы. Причём эта угроза в перспективе при сохранении нынешних тенденций будет только расти...  читать целиком
1
26
Шишелякина АленаШишелякина Алена
Младший научный сотрудник Института проблем освоения Севера СО РАН

Я полагаю, что проблема миграции для нашего российского общества является относительно новой, поскольку в советское время контакты с заграницей были ограничены, общество не было открытым и глобальным.  В некоторой  степени это объясняет, почему многие граждане нашей страны болезненно переживают наличие мигрантов...  читать целиком
1
28
Андрейкин Дмитрий ВасильевичАндрейкин Дмитрий Васильевич
Начальник аналитического отдела Департамента информационной политики Тюменской области

Вполне естественно, что на миграцию в Россию люди решаются не от лучшей жизни. Это с одной стороны, а с другой на кардинальное изменение образа жизни готовы пойти только самые жизнестойкие и, если в данном случае уместно, "харизматичные".  читать целиком
28
2
Кошелев Дмитрий ЕвгеньевичКошелев Дмитрий Евгеньевич


Адаптацию мигрантов можно обеспечить только поддержанием высокого социального статуса коренного населения и высокой ценой получения этого статуса. Если получение статуса коренного населения не является привлекательной для мигрантов целью, добиться их адаптации невозможно.  читать целиком
30
38
Поляков Дмитрий ВалерьевичПоляков Дмитрий Валерьевич


Проблема отношения к мигрантам несколько глубже, чем надуманная этническая неприязнь. Общество не едино, взаимоотношения разных народностей внутри страны далеки от радужных. В этом случае поиск некого внешнего врага позволяет отвлечь от внутренних проблем...  читать целиком
21
4
Фатин Данила ВалериевичФатин Данила Валериевич
Теле- радиоведущий, блогер

Есть мнение, что, нетребовательные к зарплате, мигранты создали ситуацию, при которой коренному населению тоже приходится работать за копейки. И именно поэтому последние не особо рвутся занять рабочие места первых. Ну это же неправда...  читать целиком
Эксперты
Фатин Данила Валериевич
Поляков Дмитрий Валерьевич
Кошелев Дмитрий Евгеньевич
Андрейкин Дмитрий Васильевич
Шишелякина Алена
Абукин Динар Марсельвич
Шарапов Вадим Викторович
Зимин Андрей Юрьевич
Гришин Владимир Валерьевич
Ярославова Светлана Борисовна
Моор Светлана Михайловна
Ярков Александр Павлович
Тарасевич Иван Анатольевич
Воробьев Евгений Михайлович
Филатов Игорь Евгеньевич
Даурбеков Тимур Магомедович
Шулинина Людмила Петровна
Клюева Вера Павловна
Черепанов Максим
Райдер Алексей Владимирович
Шишелякина Алена
Куликова Инна Борисовна
Белявский Павел Викторович
Корнеев Михаил Викторович
Невидайло Лариса Кириловна
Шанина Екатерина Ивановна
Курбанов Яраги Маммаевич
Кивацкий Михаил Николаевич
Датских Олег Эрикович
Мнений экспертов: 29