Дата публикации: 19.03.2019 | 12:06
21 марта исполняется 6 лет, как Сергей Васильевич Миневцев, в то время главный врач областной больницы №1, был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Тюменской области. Как менялись запросы граждан, что сейчас больше всего беспокоит жителей региона, омбудсмен рассказал в интервью «Вслух.ру».
- Сергей Васильевич, как часто граждане обращаются к уполномоченному по правам человека?
– Число обращений ежегодно растет. В первый — неполный – год поступило около 600. В 2018 году — 1359 обращений. Но, я думаю, что мы достигли максимума. По опыту России, европейской части, пик достигается к 5–6 годам. Люди узнают, что есть такая структура, и начинают пользоваться предоставленной возможностью.
В целом по России на 10 тысяч человек населения приходится 11 обращений, в Тюменской области — 9,5, что говорит о благополучии региона.
В первые годы более активными были жители областного центра. Но информации становится больше, мы активно выезжаем в муниципалитеты, и сейчас статистика сравнялась: около 40% обращений от городского населения, столько же от сельского, 5% из других территорий. Остальные 15% – от граждан, которые находятся в учреждениях УФСИН России по Тюменской области. Их вопросы касаются исполнения наказания в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания и др.
- Что волнует людей?
– Во все времена — житейские вопросы. Как и по всей стране: социальные гарантии, жилищный вопрос.
В 2018 году наблюдался подъем по вопросам социального обеспечения. Раньше это была самая стабильная графа — 30–32 обращения, в прошлом году — пятьдесят. Причина в передаче полномочий по социальному обеспечению инвалидов, средств ухода и технических средств в фонд социального страхования, где были некие сбои. В общем, мы увидели переходный период.
- На чиновников жалуются?
– На действие или бездействие должностных лиц, на отношение чиновников. Как-то на прием пришла мать с сыном. Мы еще ничего сделать не успели, но те уже поблагодарили — за то, что выслушали, с пониманием отнеслись, не накричали. Почему в других структурах так не относятся? Ведь обычно люди приходят, когда что-то случилось, а не по радостным поводам.
И, если разобраться, по статистике 42% обращений уже от нас (по запросам граждан) решаются положительно. То есть практически половину вопросов можно было бы решить сразу.
В этой связи хотелось бы выделить главу Армизонского района Евгения Золотухина. Ни одной жалобы на него нет, на всех остальных хотя бы по одной. Проблемы, конечно, в районе есть, но человек умеет работать с людьми.
- Если сравнивать с другими регионами, то с какими проблемами Тюменская область меньше сталкивается?
– Проблемы обманутых дольщиков, ветхого и аварийного жилья, черных риелторов, неплатежи по зарплате – обращения бывают, но нечасто. Я думаю, что это тоже показатель благополучия региона. В других регионах на прием могут прийти человек 200, кому не платят. По вопросам погашения задолженности по заработной плате, обманутых дольщиков большая работа ведется прокуратурой Тюменской области.
- Благополучие может притянуть мошенников: если деньги в регионе есть…
– Это на самом деле проблема, и не только в Тюменской области. В последнее время открылось несколько юридических фирм, которые в рекламе указывают, что услуги предоставляют бесплатно. Люди верят и приходят, в итоге подписывают договоры минимум на 15 тысяч рублей. Бесплатная была только консультация, а сама работа за деньги. Кто-то уходит сразу. Кто-то платит.
Но вопрос в другом: услуги, которые фирмы предоставляют за деньги, на самом деле предоставляются бесплатно органами исполнительной власти. К примеру, основная масса обращений – в пенсионный фонд, фонд социального страхования, департамент социального развития и т. д. — имеют заявительный характер. И на вопросы, которые интересуют граждан, могут ответить только специалисты данных ведомств. К примеру, правильно ли начислена пенсия или положено ли человеку звание «Ветеран труда».
Фирмы же берутся это выяснить. Оформляют заявление, размножают его, делают заказные письма и направляют в несколько инстанций, в том числе к нам. Но какое отношение к этим вопросам имеет Уполномоченный по правам человека?
Если есть грамота областной думы, губернатора, грамота министерств, вы имеете полное право обратиться в пенсионный фонд, департамент социального развития напрямую, никаких проблем нет.Но эти недобросовестные юристы пишут заявления в 5–6 организаций, и за это человек должен заплатить. А чиновник обязан ответить. Перед этим сделать свой запрос в структуру, компетентную в этом вопросе. Данная организация получает в разы больше таких обращений. А теперь посчитайте. Только уполномоченному пришло 140 подобных обращений в этом году.
Абсолютно бесполезная работа, которая отнимает время у чиновников и деньги у потребителя. Подобные услуги предоставляются бесплатно на законных основаниях.
Еще пример. В интересах гражданки юристы выступили в суде по поводу проведения газа. Взяли деньги. Но газ у нее уже был, требовалось просто починить плиту. Потом по этой же проблеме мы обратились в Роспотребнадзор, и специалисты выиграли дело в суде, абсолютно бесплатно.
- Что посоветуете гражданам, которые столкнулись с теми или иными проблемами?
– В первую очередь обращайтесь в профильные учреждения, там и проконсультируют, и заполнить заявление помогут. Либо в МФЦ, а также на сайт «Госуслуги». Кстати, там указана горячая линия, по которой можно получить консультацию. Опять же бесплатно.
- Легче всего обмануть тех, кто юридически не подкован, стариков…
– Это верно. Поэтому мы проводим правовые марафоны для пенсионеров, чтобы доносить информацию до них. Раздаем специальные памятки.
Но случаи обмана бывают вопиющими. Одна женщина перед поездкой в санаторий сдавала медицинские анализы. После ей позвонили неустановленные лица и сообщили о страшном диагнозе. Надо срочно лечиться, а квот нет. Она потом рассказывала, что как завороженная перевела 60 тысяч рублей за место в больнице. Уже потом сообразила: куда, кому? Деньги ушли в другой регион. Но снявший их человек оказался подставным.
В другой раз бабушку чуть не лишили квартиры. Нашлись якобы друзья ее умершего сына. Чем-то помогли, бумаги подсунули подписать. Когда стали приходить квитанции по квартплате с чужим именем, выяснился обман. Знакомая бабушки обратилась к нам, и мы с помощью прокуратуры смогли вернуть ей жилье.
- Вообще, с жилищными махинациями обращаются?
– Да. И в последнее время появился еще один вид обмана. Оформляют жилье, которое находится у людей в собственности, для выплаты залоговых средств третьему лицу. Собственнику обещают за услугу проценты, и первые месяцы действительно выплачивают. Когда очередной платеж не приходит, выясняется, что квартира продана. Но деньги собственник не видел. Такие случаи были, и мы сообщили о них в полицию.
Хотя финансовых, жилищных неприятностей можно ждать не только от чужих людей…
- Родственники?
– Ситуации, когда близкие становятся врагами, самые тяжелые. Дети обижают родителей, лишают их жилья. Иногда такое услышишь… А я думал, что, работая в больнице, насмотрелся на слезы и горе.
- Кстати, к медицинским услугам претензий много?
– Становится меньше, и они скорее касаются организационной работы. Лечебные учреждения все отремонтированы, обновлено оборудование. Любую поликлинику не стыдно показать. А крупные больницы впечатляют тех, кто приезжает в регион.
- Не скучаете по медицине?
– Медицина – часть моей жизни. Работа в должности уполномоченного – другая часть моей жизни, которая также интересна и полезна людям.
Теги: интервью | Миневцев | омбудсмен | уполномоченный по правам человека
Источник: Вслух.ру