Дата публикации: 18.11.2013 | 19:15
Тюменский регион на протяжении многих десятилетий позиционировал себя как центр нефти и газа. Однако бренд этот давно ушел в прошлое. Сегодня им не привлечь малый и средний бизнес, иностранное сообщество. Настоящим конкурентным преимущественном может стать история и культура. Такое мнение высказал доктор политических наук, профессор кафедры истории журналистики УрФУ Дмитрий Стровский на круглом столе: «Роль СМИ в создании привлекательности города», прошедшем сегодня в стенах ТюмГНГУ.
«Когда мы ехали в Тюмень, мой коллега Грегори Саймонс – научный сотрудник Центра российских и евроазиатских исследований Университета г. Упсала – спросил, где у нас жил Распутин. Понимаете, его личность известна за рубежом, пусть даже отчасти в карикатурном смысле, но если говорить об эффективном воздействии на культурную аудиторию, Распутин важнее, чем количество нефтяных и газовых вышек», – отметил Дмитрий Стровский.
По его словам, проблема региональной власти в том, что она по-прежнему позиционируют область как территорию эффективного, технологического, индустриального развития. «Не припомню случая, когда регион, стремясь привлечь иностранцев, делал акцент на том, что здесь находился гроб с телом Ленина во времена Великой Отечественной войны, или что в Тобольске преподавал Дмитрий Иванович Менделеев и жил Петр Павлович Ершов. В России, в Тюмени в частности — технократическое мышление. Та же проблема у Екатеринбурга. Бренд должен основываться не на экономическом, промышленном потенциале, а на культурно-массовом восприятии», – подчеркнул Дмитрий Стровский.
Вторым камнем преткновения при создании бренда является многообразие тем, считает профессор. Чиновники, выступающие на официальных мероприятиях, в своих докладах начинают с Ромула и Рема и заканчивают нашими днями, присовокупляя историю, и промышленность. Суть теряется, тогда как при общении с зарубежной аудиторией важна фокусность, необходимость акцентировать внимание именно на одной проблеме или одном вопросе.
Третья важная проблема — средства массовой информации не становятся трибуной создания широкого обсуждения по тем или иным вопросам. «У нас сегодня фактически исчезло мнение общества, за исключением реплик пенсионеров. Меня потрясло много лет назад, что в Екатеринбурге, где сегодня примерно 150 тысяч студентов, их мнение в пяти городских газетах отсутствовало. Говорить о том, что СМИ становятся организатором мнений и обсуждений — не приходится», – добавил Дмитрий Стровский.
По его словам, речь идет о понимании журналисткой своей социальной миссии – инициировать обсуждение между различными аудиторными группами, создавать источник совокупности различных мнений.
«Сегодня в Сети есть англоязычные сайты, где нет аудитории. Продуценты этих сайтов очевидно полагают, что размещенная там политическая повестка должна создать доверие к нашей стране. Необходимо создавать обсуждение, причем не только положительных вопросов, как у нас принято. Масса проблемных вопросов вообще не обсуждается. Как сформировать имидж страны, если острота тем уходит в никуда?» – резюмировал Дмитрий Стровский.
По мнению доктора философии, научного сотрудника Центра российских и евроазиатских исследований университета г. Упсала Грегори Саймонса, имидж России не сфокусирован, подчеркивается некая хаотичная мозаика. «В прессе рядом могут оказаться совершенно несочетаемые вещи. К примеру, информация о новой постановке в Большом театре и новость о том, что произведено энное количество автоматов Калашникова. Что должен думать иностранец? Россия на международной арене выглядит как всеядная страна, которая и жнет, и пляшет, и оборону укрепляет. Бренд же – сфокусированное действие», – добавил Грегори Саймонс.
Ярким примером, считает он, является участие России в урегулировании Сирийского конфликта. Позиция, долгое время занимаемая российской стороной, могла бы положительно сыграть на имидже страны. «Во многих зарубежных СМИ говорилось о том, что, да, мы не любим Россию, но она сделала важный шаг для прекращения военных действий в Сирии. Ведь, как бы американцы не говорили о желании прекратить конфликт, они подчеркивали, что это будет военная интервенция. Сергей Лавров же все время повторял, что Россия за мир. И стране следовало бы усилить эту позицию – инициатора мирного регулирования. Но идея разошлась и повисла», – подытожил Грегори Саймонс.
По его мнению, главным в создании эффективного брендинга является не то, что сам представитель региона думает, а учет интересов той аудитории, к которой он апеллирует.
Теги: круглый стол | ТюмГНГУ
Источник: Вслух.ру