Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

Светлана Ярославова: Ты гражданин России — ты член гражданского общества

Дата публикации: 17.07.2013 | 09:12

О развитии гражданских институтов в Тюменской области, становлении Гражданского форума, взаимоотношениях с властью, будущем Общественной палаты региона в интервью «Вслух.ру» рассказала общественный деятель, директор «Центра изучения гражданских инициатив», редактор газеты «Гражданская трибуна» Светлана Ярославова.

- Становление гражданских институтов и общественных организации. Светлана Борисовна, с чего все началось?

– Динамичное образование общественных организаций (НКО) началось в 1991 году, сразу же после распада СССР. Они росли, как грибы после дождя, получив новую степень свободы: регистрировались, собирали под свои знамена волонтеров и единомышленников. В среду общественников влилась интеллигенция. В 90-е годы многие потеряли работу или разочаровались в ней, пошли в сферу социальной деятельности, что отвечало их внутренним ценностям и ориентирам.

Появился передовой слой общественников, которые осваивали тяжелый социальный фронт. Становление сектора НКО происходило довольно долго и мучительно. Они были вынуждены рассчитывать исключительно на спонсорскую поддержку. Первое время не было системы грантов, государственных субсидий.

Собственно говоря, государство не могло определить точно, а для чего эти НКО ему нужны. Общественные организации, за которыми стояли конкретные люди, находили болевые точки в обществе, принимали эти проблемы на себя и пытались с помощью собственного ресурса решить их. А проблем назрело в то время множество, хотя решение многих из них тогда еще не входило в систему государственной ответственности. Не было развито социальное творчество НКО.

Каждая организация занималась реализацией своих целей – собственными силами. НКО были разобщены. В какой-то момент исчезли спонсоры, и в это же время государство начало обращать внимание на социальную значимость деятельности общественных организаций. НКО начали получать господдержку, в первую очередь грантовую.

Далее начался постепенный перевод стабильных общественных организаций в государственное русло. Государственным крылом заботливо накрыли инвалидные организации, военно-патриотические, правозащитные и так далее. Государство пришло к пониманию, что общественный авангард производит идеи, новые направления, ищет проблемы и пытается своими методами их решить.

Большой импульс к развитию некоммерческих организаций дал закон 40-ФЗ, который был принят в 2010 году. Общественным структурам разрешили заниматься коммерческой деятельностью, участвовать в тендерах, строить. Отличие от коммерческих организаций было в том, что вся прибыль шла на реализацию уставных целей.

- Что было потом?

– Появилась потребность, что все организации должны быть как-то объединены – некой зонтичной структурой. Первоначально возникли ассоциативные союзы, которые подбирали организации определенного профиля. Но купольная система не сработала, потому что каждая общественная структура была сама по себе и строиться под некую внешнюю управляющую силу никто не хотел.

Общественная организация — свободна. Их внутренний мотив и импульс к работе определяется собственно ими самими. Тогда появились новые зонтичные же структуры, которые объединяли разные по профилю НКО без создания юридического лица. И новые образования стали называться институтами гражданского общества.

В принципе такие институты были всегда – это сообщества людей, объединенных общей идеей. У этих институтов появились учредительные протоколы, руководители, цели и задачи, положения о деятельности. Кстати, такие структуры очень живучи. И эта совершенно безвозмездная работа приносит большие дивиденды — нематериальные. Люди верят, потому что видят результат.

- А в Тюменской области первая попутка создать общественный институт была… ?

– Еще до 2000 года. Это был общественно-политический консультационный совет (ОПКС). В 2001 году возник Гражданский форум. Идея создать такой институт была как у общественников, так и у чиновников. Общественность нужно было каким-то образом объединить, дать им площадку для диалога, востребовать лучших.

Мы ждали призыва власти. Так появился Гражданский форум, который сформировался как площадка диалога различных структур и социальных слоев. В форум вошли не только общественные организации, но и представители бизнеса, конфессиональных институтов, депутаты и политики, представители органов власти. Этот институт работал на протяжении десяти лет.

- Какие сложности были на начальном этапе?

– Организационными и техническими вопросами занималось правительство региона, конкретно – комитет по делам национальностей. Председателем на общественных началах был избран губернатор региона. Но поскольку форум должен был работать перманентно, а не только от заседания к заседанию, были созданы рабочие группы под различные социальные проекты.

За весь период деятельности площадки было реализовано более семидесяти крупных соцпроектов. Я, в частности, инициировала проект «Гражданская трибуна», который работает по сей день. Это выпуск газеты, где отражается социальная палитра региона. Мы проводили социологические опросы и мониторинги на актуальные темы. Так же была создана общественная приемная. Форум расширялся, приходили люди с новыми идеями.

- Тюменский Гражданский форум появился еще до Общественной палаты РФ. Вы были в первом созыве палаты России? Расскажите об этом опыте.

– В регионах Общественные палаты стали появляться с 2005–2006 годов. ОПРФ решила создавать региональные общественные палаты. В Тюменской области работал форум, нас устраивала эта структура и не совсем было понятно, почему надо делать Общественную палату по образу и подобию российской. Общественная палата формировалась по трехуровневому принципу: первый пул выбирал президент, второй — общероссийские общественные организации, априори это были москвичи, третий — региональные общественники.

В каждом пуле по 42 человека, всего — 126. Это создавало некую кастовость. Я как региональный представитель в Общественной палате РФ первого созыва очень четко почувствовала на себе нашу «провинциальность». На первый план выходили президентские избранники, а регионалы были всегда на втором или третьем плане.

Кроме того, палата избиралась на два года, никто не мог ни выйти, ни войти в эту структуру. Внутри совершенно не было ротации. Потом уже стало понятно, что набрать в состав палаты великих и известных людей было ошибкой. Многие там просто не появлялись. В первом созыве было всего несколько активных общественников, которые постоянно будоражили палату. А мы проводили работу в регионе.

Тюменская же платформа была гибкой. При желании любой общественник мог войти в форум. Я не помню случая, чтоб кому-то отказывали. Приходили и те, кто спрашивал: «А что нам за это дадут?» С ними разговор был короткий. Это не форуму вы нужны, а вам – форум. Люди, которые были одержимы принципами «ты мне – я тебе» не приживались, не вписывались и не встраивались. Постепенно ненужный балласт отсеялся, и возникло мощное ядро.

- А вы бы пошли снова работать в Общественную палату РФ?

– Я каждый новый созыв выдвигаюсь. Но не всегда получается. Это не смертельно. Если пойдет кто-то другой, я буду помогать ему на месте. Например, когда в палату вошел Павел Белявский, я у него вела встречи в нашей общественной приемной. Образно говоря, я никогда и не уходила из этой структуры. Тем более, первый созыв был объявлен «вечным», мы с правом совещательного голоса имеем возможность и право присутствовать на всех собраниях структуры.

- Существует еще и Общественный совет Тюмени. Как появилась эта гражданская структура?

– На фоне Гражданского форума сформировался еще один институт — Общественный совет города. Совет встал на ноги за год, когда на посту сити-менеджера был Владимир Якушев. Инициатива создания площадки также была двухсторонней. Кстати, название гражданского института предложил Владимир Владимирович. Форум был в области, палата в Москве, а совет появился в Тюмени. За неделю был создан пакет документов на регистрацию. Председательствовал глава администрации города. Это продолжается и по сей день.

- Гражданский форум региона переименован в Общественную палату. От смены названия что-то изменится?

– В 2011 году из Москвы начали доноситься суровые требования о создании Общественной палаты в регионе. На тот момент в стране было создано уже 74 палаты. Мы были в хвосте перемен. Переименование форума в палату – вынужденный шаг. Общественная палата РФ внесла поправки в закон о формировании площадки. Без переименования мы просто не могли претендовать на кресло в федеральной палате от региона.

Второе требование касалось того, чтобы из форума вышли представители власти. Все это было встречено с непониманием и большим внутренним протестом. Чтобы осуществлять диалог между властью и обществом, нужны обе стороны, а теперь в форуме оставались только общественники. Не было ничего зазорного и в том, что в форуме председательствовал губернатор. Присутствие высшего лица области, в первую очередь, это возможность общения с ним, возможность донести идеи, проблемы, мнения. Это и было движущей силой форума.

После всех изменений возникла проблема – избрать секретаря форума и теперь уже палаты. А у нас были «все равны как на подбор, с ними дядька Черномор». Теперь Черномора нет, и из равных нужно выбрать фигуру, сопоставимую с авторитетом главы региона, что невозможно в принципе. Конечно, есть определенные персоналии, которые могли бы возглавить палату, имеют авторитет и опыт, группу поддержки, а самое главное хотят руководить.

Но есть и проблема: выбрав одного, мы столкнемся с оппозицией других кандидатов. Сейчас мы находимся на этапе, когда нужно выбрать лидера для Общественной палаты. А как управлять площадкой, где таких лидеров множество? Золотые слова произнес Александр II: «Управлять Россией не сложно, но совершенно бесполезно». Их можно перенести и на палату. Это должен быть такой руководитель, который не ущемит амбиции других представителей общества.

- Кандидатуры есть?

– Открытого обсуждения нет, она идет в кулуарах. Просто все ждут. Чего? Возможно, того, что власть представит эти кандидатуры. Думаю, что к осени ситуация прояснится. Уверена, что власть не останется от процесса в стороне. Сейчас — промежуточный этап. Гражданский форум еще есть, но он без закона, а Общественная палата имеет закон, но ее нет, она не сформирована.

- Вы бы хотели возглавить региональную Общественную палату?

– Я бы не отказалась, справилась, при условии, что мою кандидатуру выдвинут и поддержат. Однако не это главное: любой, кто займет этот общественный пост, будет нуждаться в поддержке общественной приемной, которую я хочу сохранить и усилить.

- Как вы считаете: в регионе сформировано гражданское общество, гражданский институт? Или это лишь малая толика активных граждан и общественников?

– Много ли в России таких людей, которые берутся за идеи, реализуют их и идут в авангарде общества? Таких единицы. По моим подсчетам – всего 3%. А лидеров среди них еще меньше. В моем понимании гражданское общество у нас есть, и это все люди, которые имеют гражданство. Ты гражданин России — ты член гражданского общества. Сейчас у нас формируется некая новая надстройка социума, которая не привязана территориально, – это виртуальное гражданское общество. А их уже 12%. И в основном это молодежь. Они активны, они самоорганизуемы. Это новая веха в развитии гражданских институтов.

- Инициативность и активность граждан выросла или проблемы поднимают все те же люди, что и десять лет назад?

– Активность в отношении чего? Улучшения материального благосостояния — да, в отношении собственного личного счастья — да, построения судьбы — конечно. Общество активно, оно не дремлет: хочет учиться, красиво жить, работать и зарабатывать. Но, делая что-то для себя, оно параллельно делает что-то и для других. Когда говорят об активности общества, почему-то подразумевают митинги и демонстрации.

Я же считаю социально активной очень тихую деятельность многих благотворительных организаций. Например, нашего фонда «Путь в жизнь», их ежегодные акции с детьми из социально неблагополучных семей. Активность общества будет только расти. А общество, которое орет и не вступает в диалог, хотя у нас есть совершенно легальные каналы передачи информации от общества к власти и наоборот, – это агрессивный социум.

- У вас есть девиз?

– Жить в гармонии с природой и обществом.

- Получается?

– Даже очень. Больше всего не люблю скандалы, зависть, подлость, сразу чувствую дискомфорт. Но мне удается соблюсти баланс и найти гармонию. Это не значит, что я со всеми нахожу общий язык. По сути я борец, если есть серьезные оппоненты, которые мешают развитию людей и занимаются деструктивной работой, буду им сопротивляться. Достижение гармонии требует серьезной работы и борьбы.

Источник: Вслух.ру

Добавить новый комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:
Защитный код: