Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

Дата публикации: 30.06.2010 | 10:46

1 июля 2005-го года по двухсторонней инициативе общества и власти был создан Общественный Совет г. Тюмени - коллегиальный орган для выработки предложений и рекомендаций органам местного самоуправления в режиме конструктивного диалога при решении наиболее важных вопросов экономического и социального развития города Тюмени». Это серьезный социальный эксперимент с «открытыми воротами» продолжает эффективно выполнять свое назначение.

В канун пятилетнего юбилея Общественного совета г.Тюмени (далее - Совет) уместно напомнить предысторию вопроса: как, когда и для чего создавался этот Совет. Особенно важно понять, что он дает людям, чем полезен, или это еще одна виртуальная надстройка для органов власти?

В 2001-м году под эгидой губернатора (напомним, что губернатором в ту пору был наш известный земляк Сергей Собянин) был создан Гражданский Форум Тюменской области, призванный решать наиболее актуальные социальные проблемы гражданского общества. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что за 9 лет Гражданский Форум состоялся как лаборатория социальных идей, кадровое агентство гражданских лидеров, площадка диалога между властью и обществом. Владимир Якушев, в те годы вице-губернатор области, курировал Гражданский форум и плотно работал с Исполкомом форума, его ведущими активистами.

Вполне закономерно, что переход Владимира Якушева на пост Главы города в 2005-м году послужил поводом к созданию Общественного Совета города Тюмени. И общественность уже созрела для того, чтобы создавать подобные институты на местах – на уровне города, района, села. Тогда по всей стране создавались институты гражданского общества, объединяющие усилия авангарда общественных организаций, лидеров общественного мнения, гражданских активистов в решении наиболее актуальных социальных проблем общества, продвижении гражданских инициатив, генерации идей и мнений.

Сегодня, оценивая решение нашего нынешнего губернатора о создании городского Совета, можно смело утверждать, что это требовало большого гражданского мужества, смелости и ответственности. Обычно власть не любит разводить «гражданскую пургу», и взваливать на себя тяжелую ношу с кипой общественных проблем. Но наш Якушев не из робкого десятка, и, несмотря на рекомендации всякого рода «советчиков» абстрагироваться от создания Совета, принял на себя эту генеральную миссию и не ошибся.

Новый мэр придерживался принципа, чтобы все «выросло само», - без какого-либо давления сверху и четкого организующего начала администрации. Кто хочет работать на уровне гражданского общества – тот и будет, не надо никого «за уши тянуть», надо лишь создать условия. И Якушев такие условия создал с присущим ему размахом добросовестного государственного семьянина.

Мы исходили из того, что Общественный совет города – это не «клон» и не филиал Гражданского Форума, а совершено самостоятельный коллегиальный орган, который ставит своей целью объединение усилий граждан города, представителей различных слоев населения, для того, чтобы решать социально-экономические и практические задачи в рамках муниципального образования – и только. Но когда начали работать, то поневоле стали перекладывать опыт Форума на Общественный совет, ссылаясь на документы и положения ГФ, на его практические результаты. Остается признать, что созданный по воле участников Форума Общественный совет является ростком Гражданского Форума, «посаженным» в городскую почву. Сколько будет еще таких ростков – покажет время. Через пять лет тюменский опыт стал передовым примером.

Диалог власти и общества - уже отработанная практика. Власть и Общество – две составляющие конструктивного диалога, а не монолог, напоминающий «глас вопиющего в пустыне». Тысячи общественных объединений созданы, но голос их не слышен властью, разве что за редким исключением. Вот почему мы решили создать Совет, который мог бы объединить под своим крылом все общественные организации. Наша инициатива состояла в том, чтобы Председателем Совета был Глава города – на общественных началах.

Правда, в городе два руководящих лица. Якушев предложил кандидатуру Председателя городской думы Медведева С.М. на пост Сопредседателя Совета. Общественность поддержала это предложение. И с тех пор у Совета два Сопредседателя – глава исполнительной и законодательной власти на уровне города. Всю текущую деятельность Совета контролирует Правление и Ответственный организатор. Вот так и сложилось схема управления Совета: два крыла власти и посередине «гвоздик» – цементирующий стержень гражданского общества.

Ответственный организатор (Ярославова С.Б.) осуществляет функции управления текущей деятельностью Совета и является связующим звеном между двумя ветвями власти и представителями общественности, наполняющей структуру Совета. Именно такой порядок устройства института гражданского общества муниципального уровня создает уникальную возможность объять весь спектр мнений и гармонично отработать в сотрудничестве всех сторон по любому предмету ведения.

Бессменным Сопредседателем остается Сергей Медведев. После В. Якушева на посту Главы города были Сергей Сметанюк и Евгений Куйвашев. Они достойно принимали эстафету гражданской ответственности и становились Сопредседателями Совета по должности. Так прописано в Положении об Общественном совете, - передавать этот почетный общественный пост «по наследству».

«Наследники», соблюдая преемственность, не вмешивались в дела Совета, не давили авторитетом, не требовали невозможного, но активно взаимодействовали с активом Совета, помогая продвигать гражданские инициативы. Сергей Сметанюк поднял высокую планку реализации проекта «Гражданские слушания», активизировал работу сектора военно-патриотических организаций. Евгений Куйвашев стал инициатором проведения общественных экспертиз и гражданских мониторингов, обеспечил участие членов Правления Совета в публичных слушаниях, поддержал инициативу создания при Совете Антикоррупционного и Антикризисного общественных Комитетов, организацию работы «Горячей линии» в период проведения избирательных кампаний.

От имени Правления Совета мы выражаем глубокую благодарность и общественное признание Владимиру Якушеву, Сергею Сметанюку, Евгению Куйвашеву и Сергею Медведеву, которые в течение 5-ти лет были Сопредседателями Общественного совета г. Тюмени!

Общественный совет г.Тюмени дал старт сразу нескольким подсистемам и звеньям, и работа началась параллельно по всем направлениям. При этом была создана мотивация здоровой конкуренции: кто вперед и кто лучше выдаст пакет новых, интересных гражданских инициатив. Разветвленная многогранная структура Совета предусматривает возможность развития системы во всех направлениях, создания подсистем и звеньев под практически любую инициативу, предложенную организованной группой граждан.

Каждый участник Совета может стать «проектировщиком», создателем и лидером созданной им подструктуры, что дает ему возможность самореализации, легального лоббирования корпоративных и групповых интересов с использованием рычагов власти. Власть также заинтересована в подобной гибкой структуре Совета, так как она создает удобную систему экспертной оценки управленческих решений с оперативной обратной связью и синтезирует новые предложения и идеи.

Мы решили, что будем отрабатывать идею диалога общества и власти на уровне самых простых, бытовых, насущных проблем именно на том уровне, где формируется и зарождается гражданская инициатива: на уровне ТОСов, микрорайонов, дворов, на уровне городских общественных организаций, учреждений культуры, науки, предприятий малого и среднего бизнеса и так далее.

На первом месте стоит «человеческий фактор». Отсутствуют количественные ограничения в численности подразделений. Работа в них ведется самостоятельно и параллельно. Лучшие проекты стимулируются. Лучшие лидеры поощряются. Пассивные элементы отпадают сами собой. Каждая подсистема копирует принцип построения всего Совета, сохраняя свою индивидуальность и специфику. Перекрестное взаимодействие подсистем создает новые возможности для их участников. Допуск критики – минимальный. От констатации исходного состояния сразу переход к синтезу новых идей и предложений.

Власть не ограничивает творчества, когда оно нацелено на позитив, и охотно пользуется информацией и идеями, которые исходят от гражданского общества. Обстановка доброжелательности и открытости со стороны власти города способствует развитию гражданских инициатив, которые реализуются в проектах Общественного совета г. Тюмени. Гражданское творчество возникает там и тогда, где созданы условия для саморазвития и самореализации человеческого потенциала.

Таким образом, концепция структуры управления Совета – это своеобразный конструктор институтов гражданского общества (ИГО), с помощью которого можно формировать любые конструкции ИГО на муниципальном уровне. Именно этот подход позволил распространить опыт создания Совета в других городах Тюменской области (Тобольске, Ишиме).

СЕКТОРЫ И ПАЛАТЫ

Общественный Совет г. Тюмени имеет в своем составе 4 Палаты:
1 - Палата представителей общественных объединений;
2 - Палата органов ТОС;
3 - Палата представителей отраслей народного хозяйства и сфер развития;
4 - Палата правоохранительных и контрольно-исполнительных органов.

Принцип построения Совета изначально подразумевал независимость и самостоятельность отдельных его структурных подразделений.
Управляющие органы – Общее Собрание, Совет, Правление. Все самые важные решения принимаются простым большинством голосов.
Палата представителей общественных объединений - «общественников» объединяет более 60-ти общественных организаций, структурированных по секторам и Комитетам. На сегодняшний день это 4 сектора и 4 Комитета, хотя их может быть больше или меньше, в зависимости от активности их работы и проявления гражданских инициатив.

Сектор некоммерческих организаций (Председатель Алексеева В.Ф.), Сектор ветеранских организаций (Малков В.П.), Сектор военно-патриотических организаций (Дудин А.Ю.), Сектор городских профсоюзных организаций (Гомель Н.И.) – занимаются ответственной работой по своему профилю. В целом благодаря работе этих секторов мы имеем в сводном годовом отчете до 60-ти мероприятий в год.

Первым в 2007-м году был создан Комитет молодежных объединений Совета – (председатель Горчаков А.Р.). Комитет занимается вопросами продвижения молодежных инициатив и решением проблем молодежных сообществ, молодых семей и т.д.

Летом 2008 г. мы столкнулись с реальной гражданской инициативой, которая пришла к нам «снизу» от сообщества дачников и садоводов. Они пришли с проблемами правового характера в осуществлении функций самоуправления своими дачными кооперативами и обществами. При этом не нашли «верховного» управляющего органа, который бы регулировал вопросы местного значения в разбирательстве споров между различными сторонами. Так возник Комитет дачных сообществ, который органично вписался в структуру Палаты и взял на себя функции по урегулированию своих проблем (Председатель Звонарев С.В.).

В 2009-м году был образован Комитет правозащитных организаций Совета (Председатель Арсентьева Л.Г.), который призван обеспечивать соблюдение прав граждан, защиту от посягательств на честь и достоинство, помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. В этом же году сформирован Комитет по делам казачества г. Тюмени (Председатель Артименко В.Д.), который занимается делами казачества (военно-патриотическое воспитание, хозяйственная деятельность, художественная самодеятельность и т.д.).

Палата органов ТОС (территориального общественного самоуправления) рассматривает наиболее актуальные вопросы жизни микрорайонов, городских кварталов, дворов, - всей городской среды. Это, пожалуй, самая приближенная к истокам повседневной городской жизни Палата. Все виды нормативно-правовых актов, которые мы рассматриваем в качестве примеров в данной работе, не могут обойти «низового» звена городского устройства жизни.

Это касается и вопросов благоустройства городских кварталов, и вопросов электрообспечения, водоснабжения и теплоснабжения, проведения газопроводов, газификации, экологического состояния городской среды и, наконец, проблем наружной рекламы. Органы ТОС – наиболее активные и заинтересованные системы гражданского самоуправления.

Палата представителей народного хозяйства и сфер развития - наиболее представительная и весомая. В ее структуре создано 8 коллегий. Каждая коллегия имеет куратора со стороны администрации на уровне заместителя Главы Администрации города, Начальника Управления, Директора департамента – по профильному признаку. Кураторы как представители власти присутствуют на заседаниях коллегий в качестве приглашенных и активно участвуют в обсуждении поставленных вопросов, что позволяет им найти компромисс и выработать общую, признанную коллегиальным большинством, точку зрения.

Одна и самых профессиональных, традиционно действенных коллегий – Коллегия экологов (Председатель Фахрутдинов А.К.), в составе которой видные ученые, специалисты в области защиты окружающей среды, молодые экологи. К мнению тюменских экологов прислушиваются городские и областные органы управления, правда, не всегда их мнения совпадают, но в результате движения «зеленых» наш город становится лучше и чище, красивее и зеленее.

Продуктивно работает Коллегия строителей. Она первой вышла на уровень реального взаимодействия с органами управления Администрации города. Строители предложили разработать Договор по сносу жилья совместно с администрацией, который устраивает и строителей и Администрацию. Администрация, в свою очередь, предложила коллегии составить перечень конкретных бюрократических «преград», которые мешают им в работе. Это взаимодействие помогает строительным организациям найти кратчайший путь к цели – построенному жилью.

Коллегия торговли и общественного питания (Председатель Кораев В.С.) неоднократно поднимала вопросы культуры бытового обслуживания населения, продвигала проекты нормативно-правовых актов по урегулированию продажи алкогольных напитков, проводила семинары по антикризисному управлению.

Социально ориентированные коллегии: по науке и образованию, здравоохранению, спорту, культуре активно задействованы в реализации приоритетных национальных проектов.

Палата представителей правоохранительных и контрольно-исполнительных органов объединяет общественные организации, ассоциации правоохранительных и контрольно-исполнительных структур, представителей систем УВД, ФСБ, МЧС, налоговых органов, прокуратуры, военного комиссариата, а также ученых и преподавателей профильных ВУЗов. Основной целью Палаты является обеспечение общественной безопасности и соблюдение законности на территории г. Тюмени.

Руководители Палат, Коллегий и Секторов вместе с руководством Совета образуют Правление, в состав которого приглашаются также почетные граждане города и депутаты Тюменской городской Думы. Все структурные подразделения Совета руководствуются соответствующими руководящими документами, принятыми коллегиальными органами этих подразделений. Таким образом, мы имеем и демонстрируем мощный арсенал институализированного гражданского общества.

ГРАЖДАНСКИЙ МОНИТОРИНГ

Общественный совет г.Тюмени имеет в своей структуре Экспертную комиссию (Председатель Аксентьева Е.В.), которая занимается общественной экспертизой проектов и программ муниципального уровня, а также участвует в проведении различных мониторингов общественного мнения по наиболее актуальным вопросам развития гражданского общества. Тематика мониторингов (2008-2010 г.г.):
  • «Финансовый кризис: ожидания населения, проблемы, пути решения»
  • «Проблемы молодежи Тюменской области в условиях социально-экономического кризиса»
  • «Влияние религиозных организаций на духовно-нравственно воспитание молодежи Тюменской области»
  • «Молодежный алкоголизм: реалии и прогнозы»
  • «Уровень удовлетворенности населения качеством муниципальных услуг»
  • «Ожидания населения от внедрения проекта «Транспортная карта» в г. Тюмени» и другие.


ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ

Работа с населением неоднократно освещалась на страницах нашей газеты. Эта в основном добровольная деятельность общественников и правозащитников с участием волонтеров, которая ведется непосредственно в Общественной приемной Общественного Советаг.Тюмени по адресу Котовского 54/3. Еженедельно проводятся Гражданские слушания по обращениям граждан города и области. Работают прямые линии 2-х телефонных номеров, осуществляется социальное обслуживание населения в отношении их обращений и запросов в различные инстанции.

Главная задача работы Общественной приемной – концентрация внимания власти на самых острых проблемах современного гражданского общества, грамотная и своевременная подача конкретных предложений и рекомендаций органам власти и последующий общественный (гражданский) контроль принятия и реализации решений по поднятым вопросам.

Основные виды деятельности в рамках Общественной приемной: информирование граждан о способах защиты гражданских прав, путей преодоления бюрократии и коррупции, источниках правовой защиты, определение уровня социальной напряженности (конфликтности) в социальных слоях гражданского общества, просвещение граждан, помощь в продвижении запросов, обращений в различные инстанции.
Впервые в 2009-м году совместно с Общественным советом при ГУВД по Тюменской области была проведена акция «Горячий четверг» - весенний и осенний период. В четверг в 16 часов в течение 2-х месяцев (апрель-май, октябрь-ноябрь) были организованы встречи населения с высшим руководством ГУВД по работе с участковыми уполномоченными по вопросам общественной безопасности. За год за помощью обратилось 65 граждан города, по всем обращениям приняты оперативные меры.
В 2010-м году дали старт акции «Против коррупции вместе!» с участием работников правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями. Об этой акции более подробно описано в материале «Взяткам - бой!».

ДОСТИЖЕНИЯ И НАГРАДЫ

Общественный совет г. Тюмени стал призером Конкурса «12 лучших гражданских инициатив Уральского федерального округа» в 2006-м году за концепцию формирования институтов гражданского общества.

В 2008-м году ОСТ получил Благодарность полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе за проект «Гражданские слушания».

В 2010-м году Общественный совет г. Тюмени приобрел статус Модельного Проекта на второй Выставке социальных проектов в г. Салехарде, рекомендован для распространения и внедрения во всех городах и весях УФО.

12 членов Правления ОСТ награждены Почетными грамотами за активную плодотворную общественную деятельность и гражданскую ответственность, реализацию социально значимых социальных проектов, подписанными сопредседателями Совета Е.В. Куйвашевым и С.М. Медведевым.

За 5 лет своего существования Общественный совет г.Тюмени состоялся как системное структурное образование, деятельность которого осуществляется по принципу саморазвития. Достигнута высокая планка конструктивного диалога между властью и обществом, определена область принятия совместных решений и синтеза гражданских инициатив, утверждены основные приоритеты и направления развития.

Ответственный секретарь
Общественного Совета г.Тюмени
С.Б. Ярославова

Добавить новый комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:
Защитный код: