Дата публикации: 12.12.2025 | 20:13
"Музыка, как и любое другое искусство – есть человековедение". В.В. Медушевский, профессор МГК, Заслуженный деятель искусств России
В современном мире человеку, увлечённому музыкальным искусством, чрезвычайно трудно найти критерий, по которому можно распознать и выбрать тот путь, по которому и следует идти к цели, достойной его предназначения на Земле. В категориях христианской этики маршрут должен иметь конечным пунктом спасение души, то есть обретение места в селении праведников, где «злые уже не могут творить беззаконие, и где отдыхают утомившиеся в силах».
Между тем в «ассортименте» изящных сочинений, наполняющих вот уже несколько десятилетий программы музыкальных вещаний, в числе «лидеров продаж» числится, к примеру, такой опус композитора Андрея Петрова, мастерски озвученный Народным артистом РФ Никитой Михалковым: «Так вперёд за цыганской торбой кочевой, не гадая в ад, или в рай. Так и нужно идти, не страшась пути, хоть на край Земли, хоть за край». Кстати, по одной из версий «край» - это дорога к Раю.
Когда Арутра Конан Дойля спросили, отчего он перестал «плодить» увлекательные детективные романы, он ответил, что по «сценариям», описанным в его книгах в Англии и в других странах стали совершаться преступления! Есть предположение и о том, что немало убийств женщин ревнивыми влюблёнными были спровоцированы сюжетными сценами из знаменитой оперы-«боевика» Жоржа Бизе «Кармен». Кстати, сам композитор недолго почивал на лаврах после премьеры своего «бестселлера», скончавшись в расцвете своих недюжинных творческих сил.
В народе говорят, что дурной пример заразителен. Действительно, эпидемии здоровья не существует. Красиво обставленная любовная сцена в киношедевре «Жестокий романс» не есть ли притягательная сила греха? Ещё А. С. Пушкин писал: «Ах люди, все похожи вы на прародительницу Еву. Что вам дано, то не влечёт, вас постоянно змий зовёт к себе, к таинственному древу. Запретный плод вам подавай, а без него и рай не рай!» Не туда ли зовёт сегодня популярная песенка: «Девушкой своею ты меня назови, а потом обними, а потом обмани, а маленькие часики смеются «тик-так…» Можно привести в пример и «брутальный опус» А. Розенбаума «Гоп-стоп», не раз звучавший аж по Первому каналу ТВ. В нём есть такие строки: «Посмотри на это небо, эти звёзды, видишь это всё в последний раз». Талантливо? Конечно, хотя и не так торжественно и пафосно, как в «Кармен»; просто убили, «подойдя из-за угла». Всё по-пролетарски просто… Как это контрастирует с пушкинской песней-романсом: «Я Вас любил так искренно, так нежно, как дай Вам Бог, любимой быть другим…
Профессор Московской консерватории Вячеслав Вячеславович Медушевский в своих многочисленных лекциях и статьях, на наш взгляд, доходчиво объясняет, «что такое хорошо, и что такое плохо», применяя известный афоризм Маяковского к музыкальному творчеству. По его мнению, музыкальный звук даёт возможность ощутить сокровенную радость от приобщения к высокому Бытию, проникнуть в тайны мира с его упорядоченностью или … хаотичностью. Если человек поёт или сочувственно слушает пение, - он уже любит, верит, чувствует и выявляет свои возможности звуковой фантазии. Из этого огонька в музыке рождаются беЗконечно разнообразные миры духовной красоты. При этом, в отличие от сладкой душевности пошло-сентиментальной музыки, духовный шедевр искусства способен отразить в себе беЗконечность культуры, единство мира и человека. Душевность же есть более низкая стадия реализации творческих сил, она исходит из факта временной и пространственной ограниченности и автономности человека.
Бездуховного человека в прошлые века именовали мещанином и филистёром, сегодня – это обыватель. Он знает о существовании таких понятий, как народ, история, культура, человечество, но они не стали источником его жизненной и творческой активности. Высокое искусство овеяно духовностью, и по её окрыляющей силе мы отличаем великие произведения от серых и посредственных.
Душевность неотрывна от эмоций, духовность же реализует себя в чувстве. Корень слова «эмоция» - в словах «моцион», «мотор»; эмоция связана с телесностью, моторностью, она прихотливо развёртывается здесь и сейчас, отражая подвижность жизненных ситуаций. Слово «чувство» происходит от понятия «чуять», что связывает его с мыслями, отражающими глубину жизни, с прямым «узрением» истины. В музыке духовное начало мы находим в чистом виде в церковной культуре Средних веков, когда в неё ещё не проникла сиюминутная телесно-моторная эмоция.
Но и в высокой музыке Нового времени веяние творческого духа безошибочно распознаётся по чувству окрылённости, радости, поднимающейся ввысь даже в произведениях трагического характера, по эффекту обретения новой веры в жизни и высокого предназначения человека!
С кем мы сегодня отождествляем себя? С потребителями, самодовольно утверждающими себя в материальном достатке или с подвижниками совестливого труда? С Сократом или его судьями? С Нероном и набившимися в цирк римской чернью, развращённой праздностью и требующей «хлеба и зрелищ»? Кстати, Нерон, чудовищный злодей истории, по свидетельству Тацита, страстно любил актёрское искусство, выступал перед плебсом с пением и игрой на цитре… История стёрла из своей памяти песни императора, но по опыту XX века мы можем представить себе, какой может быть музыка, которую покинула совесть. Аминь.
Н. А. Семешко, А. С Федотов, М. С. Яблоков, ТГИК