Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

Классическое образование: радость совместного обучения (ч. 2)

Дата публикации: 20.01.2025 | 11:18

Классическое образование: радость совместного обучения (ч. 2)

Ч. 1

Продолжение интервью с многодетной мамой Е.С.Янькиной об опыте семейного обучения. Из семерых детей Елены Сергеевны четверо школьники: Мише 8 лет, Ване 9, Маше 11, Ане 13 лет. Дети занимаются по программе «Классические беседы» по курсам: «Основы» – от 4-х лет, «Ключи» – 9-12 лет, «Вызов» – 12–18.

Никто не знает своего ребенка лучше, чем родители

Елена Сергеевна, вы не пытались отдать детей в частную школу? Их сейчас немало в Тюмени.

– Небольшой опыт учебы детей в частной школе у нас тоже есть. Мои Аня, Маша и Ваня учились в Филофеевской школе 2 учебных года. Директор школы Марина Викторовна Осоткина. На мой взгляд, школа хорошая. В обучении используется православный подход, что мне очень нравится. В эту школу берут также детей с ограниченными возможностями здоровья. Нам, как многодетным родителям, Марина Викторовна сделала достаточно большую скидку. Мой муж участвовал в ремонте школы, помогал с трубами, сантехникой. С учителями повезло, в самой школе приятная атмосфера, дружеская, не такая, как в обычной школе, смартфоны запрещены. Все родители верующие. Но дело в том, что там подняли достаточно высоко цены. А у нас ещё и Миша пошёл в первый класс. Поразмыслив, мы решили с мужем забрать детей на cемейное, ведь у нас есть такой замечательный инструмент, как «Классические беседы». Я считаю, что семейное обучение лучше. И не только потому, что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, а на семейном обучении это возможно, ведь никто не знает своего ребенка лучше, чем родители. А именно потому, что какая бы хорошая школа ни была, даже с самой благоприятной атмосферой и советскими учебниками, компетентными учителями, в ней используется классно-урочная система с оценками, а это противоречит классическому подходу в обучении, которого я хотела бы придерживаться. А также я хотела бы видеть, как растут мои дети, не теряя с ними того драгоценного контакта, который выстраивается на семейном обучении.

Многодетная мама ещё и учитель для каждого своего ребёнка. Елена Сергеевна, по моим представлениям, учить четверых детей разного возраста должно быть очень нелегко.

Да, загруженность большая, не отрицаю, что взяла на себя функции, которые выполняет учитель в школе, да еще и по разным предметам. Но я прекрасно понимаю, что дети там не получат тех знаний и навыков, которые им надо бы иметь, и еще будут при этом получать плохие оценки. А «Классические беседы» снимают эти проблемы. Мне нравится, что эта программа идеально подходит многодетным семьям, по ней удобно обучать одновременно разновозрастных детей, каждый ребёнок получает знания согласно своему возрасту. Самое главное, я ушла от классно-урочной системы, порочной, на мой взгляд. Мы стали обучаться, не отталкиваясь от программы, а исключительно ориентируясь на возраст, способности, возможности, интересы ребёнка. Используем разнообразие подходов, с учётом его индивидуальных особенностей. А когда сдаём аттестацию для средней общеобразовательной школы, то берём школьный учебник, и за достаточно короткий срок добираем то, что ещё не знаем. В течение года изучаем и русский, и математику, географию, историю, английский язык, которым я хорошо владею. Дети читают книги, смотрят познавательные видео.

Бич современной семьи

Надо иметь большую смелость, чтобы отказаться от стандартного обучения. Ведь Вам и самой тоже надо вникать в содержание учебников, осваивать знания. Физика, химия, алгебра – это непростые предметы. Далеко не каждый родитель рискнёт забрать ребёнка из школы.

– Действительно, многие родители бояться забрать ребенка на семейное обучение, так как не знают, как объяснить предметы, которые уже забыли – ту же физику, химию, алгебру. На самом деле, этого точно не стоит бояться! Можно просто спросить себя: а знаю ли я хоть одного человека, который хорошо – уж не говоря про «в совершенстве» – знает всю школьную программу? Боюсь, таких людей просто не существует. Так стоит ли столько лет просиживать часами в школе? Мне очень жаль этого времени! А вот иметь инструменты, которые бы позволили освоить любую область знаний, вот это то, чем стоит обладать. Это откроет дорогу к любым знаниям, и в этом заключается хорошее образование. Такими инструментами можно овладеть, используя классический подход.

Но я думаю, есть и другая причина, по которой родители не забирают детей из школы: они просто боятся столкнуться со своим настоящим ребёнком. Я когда-то присутствовала на одном из школьных собраний и слышала, как завуч говорила о том, что в 8-ом классе многие родители задаются вопросом: как так получилось, что мы перестали быть авторитетом для своих детей? Что нами упущено, ведь контакт с ребёнком совсем пропал? Из него вырос чуть ли не изверг, где наша ошибка? Мне кажется, эти родители предполагают, что если заберут ребёнка из школы, то с таким, так называемым, «извергом» они и столкнуться. То есть, здесь они увидят своего ребёнка таким, каков он есть на самом деле в данном возрасте, со всеми его недостатками и проблемами, а для многих родителей это очень болезненно, даже невыносимо. Они предпочитают ждать и надеяться, что кто-то его воспитывает и научит. Отсюда и возникает много проблем. Дети перестают быть привязанными к своим родителям, отдаляются от них, перенося объект своей привязанности на сверстников. К сожалению, это бич современной семьи: авторитетом у детей обладают все, кто угодно, только не мама и папа. Результатом потери привязанности к родителям и взрослым становится потеря контекста для здорового развития личности. Привязанность ребенка к родителям создает основу формирования его индивидуальности. Когда ровесники заменяют родителей, дети останавливаются в своем развитии, и как результат – появление поколений незрелых, измученных проблемами конформистов, не способных интегрироваться в общество.

Не потому ли сейчас так много взрослых людей, не способных брать на себя ответственность? В том числе за семью и детей? Зачем напрягаться и растить хотя бы трех-четырех детей, если «можно родить одного» или не заводить семью вообще? Но эту тему можно обсудить в другом разговоре. Скажу только, что есть замечательная книга Гордона Ньюфелда «Не упускайте своих детей», он достаточно подробно пишет об истоках нарушений поведения целого поколения сегодняшних детей и подростков.

У каждого ребёнка свои способности, наклонности. Как быстро вы это определяете?

– Это делается достаточно просто. Уже на начальном этапе обучения видно, какому ребёнку легче дается тот или иной предмет. Кто-то уже за книжкой тянется, ему нравится больше читать, он пишет без ошибок, а кому-то нравится считать, решать быстро задачки. Конечно, я делаю упор на тот предмет, который больше нравится ребёнку. Например, Миша, очень хорошо считает, он уже освоил программу второго класса по арифметике, хотя должен учиться ещё в первом классе. Со второго полугодия возьмемся, видимо, за программу третьего класса. Русский язык у него неплохо идёт, но математика его интересует больше. А у Ванечки, наоборот, ему русский легче даётся, он красиво пишет, быстро запоминает правила, видно, что он гуманитарий, а математика сложнее ему даётся, задачки решает с трудом. Хотела бы сказать и том, что школьная программа необычайно растянута. Изучить все предметы можно гораздо быстрее. Мы уже который год в марте или даже в феврале заканчиваем изучать всю школьную программу за тот или иной класс. Потом начинаем следующий год обучения или читаем художественную литературу.

Обучение детей дома окупается сторицей

У вас есть расписание занятий, домашние задания? Сколько у вас уходит времени на учебу?

– Да, расписание есть. Но домашних заданий как таковых нет. Но знания, конечно же, я проверяю. Задаю вопросы по прочитанному материалу, проверяю письменные задания. Наш папа больше занимается математикой с детьми. Просто ребёнок выполняет то, что он должен сделать в течение данного дня. Времени на учёбу тратим по-разному, обычно четыре-пять часов, бывает и три часа. Причём это время может распределяться на весь день. Мы занимаемся утром, потом в обед, вечером, в перерывах общаемся, ездим на тренировки, посещаем кружки, гуляем. Но больше всего времени я уделяю начальной школе, в средней и старшей даю детям больше самостоятельности.

У вас, как я вижу, немало учебников. Один раз в неделю занятия с инструктором. В какую сумму вам обходится обучение детей?

– Мы почти каждый год покупаем доступ к той или иной программе обучения на геткурсе. Это такая платформа для обучения, где есть видео и аудио-уроки по тому или иному курсу и программе. За «Основы» в этом году мы заплатили 7 тысяч рублей. Это доступ ко всем материалам курса на год. «Ключи» в этом году мы не покупали, пособия у нас есть, мы купили их ранее. Доступ к «Вызову» стоит 26 тысяч рублей в год. За посещение в группе или онлайн-занятие 5-6 тысяч в месяц. В этом году инструктор приходит к нам домой со своим сыном и проводит занятия с нами пока на бесплатной основе, так как набирается опыта преподавания, и у нас всего два ученика. Учебные пособия по «Классическим беседам» мы покупали постепенно, в течение нескольких лет. Также у нас есть как сталинские учебники, так и Русской классической школы. Но в целом я не могу сказать, что это какие-то очень большие деньги. Все обучение в месяц примерно обходится в 7-10 тысяч на четверых детей, если не считать покупку учебников. Приятным бонусом семейного обучения в многодетной семье является и то, что младшие дошкольники тоже учатся, просто сидя рядом и слушая.

Вообще я считаю, что семейное обучение в многодетной семье окупается сторицей. Вложенные силы, труд родителей не напрасны, потому что идёт огромный вклад в развитие личности детей: они охотно, с интересом учатся, остаются любознательными, открытыми миру, очень самостоятельными. И, как я уже говорила, закладывается прочный фундамент из умений и навыков, с помощью которых в будущем ребенок сможет освоить любую область знаний.

Значит, помимо учебников «Классических бесед» вы используете в обучении ещё и сталинские учебники, и учебники Русской классической школы?

– Учебники РКШ мы используем в начальной школе для изучения русского языка и литературы. Кроме того, иногда я обращаюсь к советским учебникам, таким как «Родная речь», авторы Соловьева, Карпинская, Щепетова, и «Русский язык» под редакцией М.Л. Закожурниковой. Мне также очень нравится сталинский учебник для начальной школы Никифора Алексеевича Костина «Русский язык», очень лаконичный, вполне доступный для усвоения. По арифметике у нас учебники А.С. Пчелко. То есть, образно говоря, у нас выстроен такой «микс» в обучении. Я беру информацию из разных источников, делаю так, как удобно ребёнку, подстраиваюсь под его восприятие. Если этот учебник ему не подходит, беру другой, из которого ему легче усвоить материал. А само преподавание основано на методике «Классических бесед».

Татьяна Николаева

Продолжение следует

Добавить новый комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:
Защитный код: