Дата публикации: 20.01.2025 | 11:18
Ч. 1
Продолжение интервью с многодетной мамой Е.С.Янькиной об опыте семейного обучения. Из семерых детей Елены Сергеевны четверо школьники: Мише 8 лет, Ване 9, Маше 11, Ане 13 лет. Дети занимаются по программе «Классические беседы» по курсам: «Основы» – от 4-х лет, «Ключи» – 9-12 лет, «Вызов» – 12–18.
Никто не знает своего ребенка лучше, чем родители
Елена Сергеевна, вы не пытались отдать детей в частную школу? Их сейчас немало в Тюмени.
– Небольшой опыт учебы детей в частной школе у нас тоже есть. Мои Аня, Маша и Ваня учились в Филофеевской школе 2 учебных года. Директор школы Марина Викторовна Осоткина. На мой взгляд, школа хорошая. В обучении используется православный подход, что мне очень нравится. В эту школу берут также детей с ограниченными возможностями здоровья. Нам, как многодетным родителям, Марина Викторовна сделала достаточно большую скидку. Мой муж участвовал в ремонте школы, помогал с трубами, сантехникой. С учителями повезло, в самой школе приятная атмосфера, дружеская, не такая, как в обычной школе, смартфоны запрещены. Все родители верующие. Но дело в том, что там подняли достаточно высоко цены. А у нас ещё и Миша пошёл в первый класс. Поразмыслив, мы решили с мужем забрать детей на cемейное, ведь у нас есть такой замечательный инструмент, как «Классические беседы». Я считаю, что семейное обучение лучше. И не только потому, что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, а на семейном обучении это возможно, ведь никто не знает своего ребенка лучше, чем родители. А именно потому, что какая бы хорошая школа ни была, даже с самой благоприятной атмосферой и советскими учебниками, компетентными учителями, в ней используется классно-урочная система с оценками, а это противоречит классическому подходу в обучении, которого я хотела бы придерживаться. А также я хотела бы видеть, как растут мои дети, не теряя с ними того драгоценного контакта, который выстраивается на семейном обучении.
Многодетная мама ещё и учитель для каждого своего ребёнка. Елена Сергеевна, по моим представлениям, учить четверых детей разного возраста должно быть очень нелегко.
– Да, загруженность большая, не отрицаю, что взяла на себя функции, которые выполняет учитель в школе, да еще и по разным предметам. Но я прекрасно понимаю, что дети там не получат тех знаний и навыков, которые им надо бы иметь, и еще будут при этом получать плохие оценки. А «Классические беседы» снимают эти проблемы. Мне нравится, что эта программа идеально подходит многодетным семьям, по ней удобно обучать одновременно разновозрастных детей, каждый ребёнок получает знания согласно своему возрасту. Самое главное, я ушла от классно-урочной системы, порочной, на мой взгляд. Мы стали обучаться, не отталкиваясь от программы, а исключительно ориентируясь на возраст, способности, возможности, интересы ребёнка. Используем разнообразие подходов, с учётом его индивидуальных особенностей. А когда сдаём аттестацию для средней общеобразовательной школы, то берём школьный учебник, и за достаточно короткий срок добираем то, что ещё не знаем. В течение года изучаем и русский, и математику, географию, историю, английский язык, которым я хорошо владею. Дети читают книги, смотрят познавательные видео.
Бич современной семьи
Надо иметь большую смелость, чтобы отказаться от стандартного обучения. Ведь Вам и самой тоже надо вникать в содержание учебников, осваивать знания. Физика, химия, алгебра – это непростые предметы. Далеко не каждый родитель рискнёт забрать ребёнка из школы.
– Действительно, многие родители бояться забрать ребенка на семейное обучение, так как не знают, как объяснить предметы, которые уже забыли – ту же физику, химию, алгебру. На самом деле, этого точно не стоит бояться! Можно просто спросить себя: а знаю ли я хоть одного человека, который хорошо – уж не говоря про «в совершенстве» – знает всю школьную программу? Боюсь, таких людей просто не существует. Так стоит ли столько лет просиживать часами в школе? Мне очень жаль этого времени! А вот иметь инструменты, которые бы позволили освоить любую область знаний, вот это то, чем стоит обладать. Это откроет дорогу к любым знаниям, и в этом заключается хорошее образование. Такими инструментами можно овладеть, используя классический подход.
Но я думаю, есть и другая причина, по которой родители не забирают детей из школы: они просто боятся столкнуться со своим настоящим ребёнком. Я когда-то присутствовала на одном из школьных собраний и слышала, как завуч говорила о том, что в 8-ом классе многие родители задаются вопросом: как так получилось, что мы перестали быть авторитетом для своих детей? Что нами упущено, ведь контакт с ребёнком совсем пропал? Из него вырос чуть ли не изверг, где наша ошибка? Мне кажется, эти родители предполагают, что если заберут ребёнка из школы, то с таким, так называемым, «извергом» они и столкнуться. То есть, здесь они увидят своего ребёнка таким, каков он есть на самом деле в данном возрасте, со всеми его недостатками и проблемами, а для многих родителей это очень болезненно, даже невыносимо. Они предпочитают ждать и надеяться, что кто-то его воспитывает и научит. Отсюда и возникает много проблем. Дети перестают быть привязанными к своим родителям, отдаляются от них, перенося объект своей привязанности на сверстников. К сожалению, это бич современной семьи: авторитетом у детей обладают все, кто угодно, только не мама и папа. Результатом потери привязанности к родителям и взрослым становится потеря контекста для здорового развития личности. Привязанность ребенка к родителям создает основу формирования его индивидуальности. Когда ровесники заменяют родителей, дети останавливаются в своем развитии, и как результат – появление поколений незрелых, измученных проблемами конформистов, не способных интегрироваться в общество.
Не потому ли сейчас так много взрослых людей, не способных брать на себя ответственность? В том числе за семью и детей? Зачем напрягаться и растить хотя бы трех-четырех детей, если «можно родить одного» или не заводить семью вообще? Но эту тему можно обсудить в другом разговоре. Скажу только, что есть замечательная книга Гордона Ньюфелда «Не упускайте своих детей», он достаточно подробно пишет об истоках нарушений поведения целого поколения сегодняшних детей и подростков.
У каждого ребёнка свои способности, наклонности. Как быстро вы это определяете?
– Это делается достаточно просто. Уже на начальном этапе обучения видно, какому ребёнку легче дается тот или иной предмет. Кто-то уже за книжкой тянется, ему нравится больше читать, он пишет без ошибок, а кому-то нравится считать, решать быстро задачки. Конечно, я делаю упор на тот предмет, который больше нравится ребёнку. Например, Миша, очень хорошо считает, он уже освоил программу второго класса по арифметике, хотя должен учиться ещё в первом классе. Со второго полугодия возьмемся, видимо, за программу третьего класса. Русский язык у него неплохо идёт, но математика его интересует больше. А у Ванечки, наоборот, ему русский легче даётся, он красиво пишет, быстро запоминает правила, видно, что он гуманитарий, а математика сложнее ему даётся, задачки решает с трудом. Хотела бы сказать и том, что школьная программа необычайно растянута. Изучить все предметы можно гораздо быстрее. Мы уже который год в марте или даже в феврале заканчиваем изучать всю школьную программу за тот или иной класс. Потом начинаем следующий год обучения или читаем художественную литературу.
Обучение детей дома окупается сторицей
У вас есть расписание занятий, домашние задания? Сколько у вас уходит времени на учебу?
– Да, расписание есть. Но домашних заданий как таковых нет. Но знания, конечно же, я проверяю. Задаю вопросы по прочитанному материалу, проверяю письменные задания. Наш папа больше занимается математикой с детьми. Просто ребёнок выполняет то, что он должен сделать в течение данного дня. Времени на учёбу тратим по-разному, обычно четыре-пять часов, бывает и три часа. Причём это время может распределяться на весь день. Мы занимаемся утром, потом в обед, вечером, в перерывах общаемся, ездим на тренировки, посещаем кружки, гуляем. Но больше всего времени я уделяю начальной школе, в средней и старшей даю детям больше самостоятельности.
У вас, как я вижу, немало учебников. Один раз в неделю занятия с инструктором. В какую сумму вам обходится обучение детей?
– Мы почти каждый год покупаем доступ к той или иной программе обучения на геткурсе. Это такая платформа для обучения, где есть видео и аудио-уроки по тому или иному курсу и программе. За «Основы» в этом году мы заплатили 7 тысяч рублей. Это доступ ко всем материалам курса на год. «Ключи» в этом году мы не покупали, пособия у нас есть, мы купили их ранее. Доступ к «Вызову» стоит 26 тысяч рублей в год. За посещение в группе или онлайн-занятие 5-6 тысяч в месяц. В этом году инструктор приходит к нам домой со своим сыном и проводит занятия с нами пока на бесплатной основе, так как набирается опыта преподавания, и у нас всего два ученика. Учебные пособия по «Классическим беседам» мы покупали постепенно, в течение нескольких лет. Также у нас есть как сталинские учебники, так и Русской классической школы. Но в целом я не могу сказать, что это какие-то очень большие деньги. Все обучение в месяц примерно обходится в 7-10 тысяч на четверых детей, если не считать покупку учебников. Приятным бонусом семейного обучения в многодетной семье является и то, что младшие дошкольники тоже учатся, просто сидя рядом и слушая.
Вообще я считаю, что семейное обучение в многодетной семье окупается сторицей. Вложенные силы, труд родителей не напрасны, потому что идёт огромный вклад в развитие личности детей: они охотно, с интересом учатся, остаются любознательными, открытыми миру, очень самостоятельными. И, как я уже говорила, закладывается прочный фундамент из умений и навыков, с помощью которых в будущем ребенок сможет освоить любую область знаний.
Значит, помимо учебников «Классических бесед» вы используете в обучении ещё и сталинские учебники, и учебники Русской классической школы?
– Учебники РКШ мы используем в начальной школе для изучения русского языка и литературы. Кроме того, иногда я обращаюсь к советским учебникам, таким как «Родная речь», авторы Соловьева, Карпинская, Щепетова, и «Русский язык» под редакцией М.Л. Закожурниковой. Мне также очень нравится сталинский учебник для начальной школы Никифора Алексеевича Костина «Русский язык», очень лаконичный, вполне доступный для усвоения. По арифметике у нас учебники А.С. Пчелко. То есть, образно говоря, у нас выстроен такой «микс» в обучении. Я беру информацию из разных источников, делаю так, как удобно ребёнку, подстраиваюсь под его восприятие. Если этот учебник ему не подходит, беру другой, из которого ему легче усвоить материал. А само преподавание основано на методике «Классических бесед».
Татьяна Николаева
Продолжение следует