Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

О беременности, материнстве и о том, как стать счастливой мамой (ч. III)

Дата публикации: 01.03.2024 | 08:01

О беременности, материнстве и о том, как стать счастливой мамой (ч. III)

ч. I, ч. II

Продолжаем наш разговор с Е.С. Янькиной, клиническим психологом, перинатальным психологом 5-ой поликлиники г. Тюмени, руководителем отдела психологического консультирования ЦЗМ «Покров».

Поддержка отца

Елена Сергеевна, какую роль играет папа в первый год жизни ребёнка?

– У женщины, родившей ребенка, психика очень уязвима и ранима. В этот период ей особенно нужна помощь и поддержка со стороны отца новорожденного. Если это мудрый и ответственный папа, то он будет психологически поддерживать женщину. Отец выполняет стабилизирующую функцию. Он выслушивает тревоги мамы, успокаивает её и таким образом помогает не только ей, но и своему ребёнку, потому что состояние мамы передается новорождённому. Если мама уверена, спокойна, благодаря поддержки отца, если бытовые вопросы хотя бы наполовину разделены с ним – он может и продукты принести, и приготовить обед, решить какие-то сложные бытовые проблемы, то женщине больше времени остаётся на то, чтобы взаимодействовать с ребёнком, высыпаться, быть ресурсной, «обычной преданной матерью».

Присутствие отца очень важно и для самого ребёнка. Некоторые считают, что папе совсем не обязательно брать на руки своего младенца. Но это не так. Мой муж, например, всегда брал детей на руки, с самого их рождения, и разговаривал с ними. Ребёнок ещё до рождения слышит и мамин голос, и папин, он узнает эти голоса, радуется им, успокаивается. Когда мужчина носит своего младенчика на руках, то у него тоже складывается с ним привязанность, ответственность за него повышается. Если же папе не делегировать какие-то домашние обязанности, когда рождается ребёнок, не давать водиться с ним, то и как таковой привязанности у него не сформируется. Такой папа будет чувствовать себя лишним, ненужным. Одним словом, отец обязательно должен быть вовлечен во все эти процессы и играть стабилизирующую роль сильного, ответственного мужчины, на которого можно опереться, с которым нестрашно и спокойно. С таким папой психика крепче и у мамы, и у малыша.

В целом роль отца в семье огромна. Потому что отец – наиважнейшая фигура в становлении личности ребёнка, как для мальчика, так и для девочки. Отец – это первая модель мужчины в жизни девочки. Если у неё был любящий, ответственный и сильный папа, то она сама вырастет уверенной в себе, цельной, устойчивой, не будет вступать в беспорядочные половые связи, искать любви, которую она не получила от родного отца, поддаваться на провокации молодых парней, склоняющих к половым отношениям без брака. И мальчик также: если у него был достойный отец, который сумел воспитать в нём нужные мужские качества – ответственность, трудолюбие, дисциплину, уважение к женщине, то такой мальчик в будущем станет главой семьи, надёжным мужем и отцом своим детям. Он не будет склонять девчонок к вступлению в ранние половые отношения, так как в нём воспитано уважение к матери и женщинам с детства. К сожалению, современные семьи часто лишены такого важнейшего компонента, как отец, потому что сейчас много разводов. Хотелось бы, чтобы каждый ребёнок рос в полноценной семье, и с мамой и с папой.

Чем больше детей, тем легче и интереснее

Что вы скажете женщине, которая не хочет рожать второго ребёнка, объясняя это тем, что слишком тяжело достался ей первый год с первым ребёнком?

– Я бы расспросила её, что было самым сложным в первый год жизни с малышом, а также о том, как протекала её беременность. Какие отношения с мужем, отцом ребенка. Узнала бы кратко историю её жизни, начиная с раннего детства, составила для себя картину становления её материнской сферы, надежная или ненадежная была сформирована у неё привязанность. И потом уже наметила бы основные пути работы: возможно, это будет работа с чувствами и эмоциями, с негативными установками, иррациональными убеждениями, которые базируются на том, что было усвоено в детстве, из своей первичной семьи. Вообще, эта работа очень индивидуальна и зависит от множества факторов.

Уже на первой консультации я сказала бы ей, что со вторым ребенком беременность протекает намного легче, потому что организм уже знает, что это такое. Обязательно бы обсудили, что с двумя детьми намного проще управляться, чем с одним. Когда появляется второй ребёнок в семье, первый переключается на подрастающего брата или сестру и уже меньше требует к себе внимания. Если же он так и будет расти один, то родителей он в покое не оставит, будет требовать к себе постоянного внимания. Моё глубокое убеждение – семья обязательно должна быть многодетной. Не двое детей, а трое и больше: чем больше любви, тем больше и деток. А чем больше детей, тем легче и интереснее. И самим детям, и родителям. И это действительно так, ведь первичная социализация происходит в семье, рядом с родителями и родными братьями и сестрами. Ни одна другая группа людей, например детский сад, не заменит семью и то, что может дать ребенку семья.

А еще само материнство отличается от предыдущего: оно становится более мудрым, глубоким, уверенным. С каждым последующим ребенком открываешь новые грани своей личности, которые раньше были закрыты от тебя. Дети – наши лучшие учителя. Именно родительство учит нас быть по-настоящему взрослыми людьми: сильными, добрыми, мудрыми, ответственными. Когда-нибудь я напишу книгу о своем «разном» материнстве. О становлении своей личности благодаря детям, многодетности.

В чем помогают вам старшие дети? Кто из них более всего испытывает интерес к самому маленькому в вашей семье?

– Если конкретно говорить о своей семье, то помощь зависит от возраста ребёнка. Чем старше ребёнок, тем больше помощи от него. Нашей дочке Милане 16 лет. Мне вообще не страшно с ней оставить самого младшего сыночка Илюшу, ему 9 месяцев. Милана его и покормит, и уложит спать, и решит все вопросы, связанные с уходом за ребёнком. Я, конечно, этим не злоупотребляю, и прибегаю по необходимости. В основном стараюсь всё делать сама, но на неё могу спокойно положиться. Дети, которые помладше – Ане 12 лет, Маше 10 - могут остаться с маленьким в том случае, если я сама дома и чем-то занимаюсь, а они за ним в это время приглядывают. Например, я готовлю обед, девочки могут с ним поиграть, взять на руки, поменять ему штанишки. Аня даже может покормить. Ваня и Миша могут с ним поиграть в машинки. Илья сейчас активно ползает, мальчики достают какие-то игрушки, например, показывают ему пирамидку, как её собирать. Они знают, что мелкие игрушки ему давать нельзя, достают крупные, те же машинки. То есть старшие братья с ним взаимодействуют в игре. Сашеньке 4 года, она тоже показывает свои игрушки Илюше, может принести ему нашего кота Дымку: «Вот, Илья, смотри наш котик». Да, кот у нас тоже почти как игрушка. То есть дети помогают, даже когда они вместе играют, я могу позаниматься чем-то своим, переключить свое внимание на другую деятельность. Я считаю, что старших детей обязательно нужно привлекать к такой помощи, это положительно сказывается на становлении их материнской и отцовской сферы. Они видят своего младшего братика, наблюдают, как он развивается, как мама и папа обращаются с ним, как он растёт, учатся с ним взаимодействовать. Это всё идет на благо. Такой опыт им пригодится, когда они сами станут родителями.

Когда мне говорят женщины, что не хотят делать из своих старших детей нянек младшему ребенку, меня это удивляет. Старший ребёнок не становится нянькой, напротив, ему интересно и доставляет радость поводиться со своим младшим братом или сестрой. Мы же с мужем не возлагаем на своих детей все домашние обязанности – стирку, уборку, покупки в магазине. Нет, это дозированная помощь, которая достаточна по их силам, и она приносит им удовольствие. Даже когда мы выходим на улицу гулять с коляской, между детьми начинается спор, кто будет катать Илью. Конкуренция бывает настолько сильной, что они могут даже подраться. Гулять с Илюшей им тоже в радость.

Что ещё важно

Надо ли стимулировать развитие детей до года? Разговаривать с ними чаще, ставить музыку, читать сказки? Существуют разные мнения по этому поводу.

– Развитием и воспитанием ребёнка надо заниматься до рождения. Беременной женщине хорошо слушать красивую музыку, лучше классическую, например Моцарта, Вивальди, Баха, поскольку она благотворно влияет на плод в утробе и на младенца сразу после рождения. Некоторые специалисты уверяют, что музыка способствует интеллектуальному развитию младенца. Первый год жизни ребёнка – это продолжение его воспитания и развития. С младенцем надо разговаривать, а где-то с полугода рассказывать потешки – те же «Ладушки», «Коза-дереза», «Сорока-белобока», прибаутки, читать детские стихи, дети очень восприимчивы к рифме, они в ответ радуются, улыбаются, смеются. Вся эта практика досталась нам от наших предков, бабушек, прабабушек. Тут важно даже не само содержание, сколько взаимодействие, общение с ребенком. И, конечно, включать музыку, которая оказывает положительное воздействие на нервную систему ребёнка, петь колыбельные песенки. Казалось бы, такие простые манипуляции, но они необычайно важны в течение беременности и первого года жизни ребёнка. На основе таких вот колыбельных и других жанров народного творчества формируется база для становления крепкой, здоровой личности.

Есть книга «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Автор Мария Осорина описывает в ней важность народной культуры в развитии и воспитании детей и становлении их психологического мира. Если почитать эту книгу, то можно найти много открытий для себя. Каким образом ребёнок осваивает пространство окружающего мира, и какие традиционные способы создали для этого детская субкультура и народная педагогика. Как колыбельные песни положительно влияют на развитие ребенка, способствуют формированию у него важнейших пространственных представлений. Речь в книге идёт не только о младенческом возрасте, но и о дошкольном, младшем школьном возрасте и старше.

Как избежать эмоционального выгорания маме в первый год жизни ребёнка?

– Естественно, в эти первые месяцы, маме нужна поддержка и помощь. Когда ребёночек уже подрос, у женщины появляется немного свободного времени, которое можно использовать на то, чтобы заниматься тем, что ей нравится и приносит удовольствие. Например, она любит заниматься рукоделием, рисовать, читать книги. Было бы очень хорошо, если бы мама могла куда-то выбираться за пределы дома, хотя бы на небольшое количество времени. Сходить в магазин, подышать свежим воздухом, полюбоваться природой, пообщаться с другими мамами, подругами, ей не стоит находиться дома все 24 часа. То есть важно переключиться с одной деятельности на другую, сменить обстановку, расслабиться, отвлечься. Это всё очень положительно влияет на женщину и помогает избежать сильного переутомления. Когда я консультирую беременных женщин, которые состоят на учёте, то вручаю им обязательно памятку по профилактике выгорания. Там около 100 пунктов, которые женщина может выполнять и таким образом ограждать себя от выгорания. Хорошее здоровье, настроение и самочувствие — это не только личное дело мамы, но и необходимое условие для развития и роста малыша.

Татьяна Симонова

Добавить новый комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:
Защитный код: