Дата публикации: 22.05.2023 | 10:37
Для удобства посетителей нашего сайта мы сделали текстовую расшифровку выступления члена Правления ТРК А.А. Генерозова на круглом столе «Взаимодействие семьи и дополнительного образования как основание для воспитания гармонично-развитой личности ребенка». Это вызвано тем, что в видеозаписи имеются звуковые пробелы и не у каждого есть возможность смотреть видео или слушать аудио в течение 24 минут, а прочитать текст за 7 минут намного легче. Расшифровка отредактирована, исправлены разговорные и технические особенности выступления, что облегчает быстрое, правильное и более вдумчивое восприятие поднятых злободневных вопросов.
С чего начинается Родина?
Чтобы дать некоторую творческую затравку выступлению, предлагаю вспомнить кинофильм «Джентельмены удачи». Там есть эпизод, где главный герой (Е. Леонов), так называемый «Доцент», решил проводить воспитательную работу в отношении своих подопечных. А это были уголовники, сбежавшие из зоны. И вот он послал письмо жене одного из заключенных и рассказал о судьбе её мужа. А тот-то скрывался от своей семьи, потому что ему было стыдно. Ответное письмо звучало так: «Дорогой папа, когда мы узнали, что ты сидишь в тюрьме, мы все очень обрадовались! Потому что мы думали, что ты уже совсем умер». Это письмо ребёнка, оно искреннее. Конечно, если человек сидит в тюрьме, это печально, но если сравнивать, то уж лучше пусть человек сидит в тюрьме, чем он умер. Всё-таки есть шанс исправиться, а у такого человека, который умер, уже нет никаких шансов. Так вот, с переходом к нынешней реальности хочу указать на такой парадокс, похожий на эпизод этого фильма: когда началась специальная военная операция, хотя это и очень печальное явление, но мы всё-таки обрадовались. Не потому что люди друг друга убивают, а потому что при этом обостряется чувство Родины. Когда люди рискуют своими жизнями ради Родины, то тогда всё пространство нашей России должно себя по-другому себя осознать. Может быть, даже очень сильно. Это удел не только воинов, которые сражаются, это ещё и удел людей, которые находятся в мире. Так вот после (начала) этих событий военного характера пошло, не побоюсь сказать, оздоровление нашего общества. Потому, что те процессы, в которые была включена наша страна в последние годы, можно с уверенностью сказать, были завязаны на глобализацию. Многие глобалистские проекты, которые были запущены в нашей стране, коснулись семьи, системы образования, коммуникации, коснулись формирования мировоззрения. А когда (наш) человек в своём познании выходит за пределы своей Родины, то есть за пределы национальной – российской ментальности, то он в изрядной степени становится «человеком мира». А если он становится «человеком мира», то он имеет риск эту Родину и потерять.
Вспомните старую песню из кинофильма «Щит и меч»: «С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре. С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе, а может, она начинается с той песни, что пела нам мать, с того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять!» Обратите внимание, как эти слова нас адресуют к традиционным ценностям. Картинка в твоём букваре – это (традиционная) система образования. Хорошие и верные товарищи – не абстрактные носители информации. Это непосредственное ощущение: ты – во дворе, ты – со своими друзьями. Они хорошие и верные – обязательно присутствует атрибут совести! Колыбельная, которую пела нам мать – это внимательное и чуткое отношение родителей и взрослых, которые осуществляют первичную социализацию – переход человека в большой мир. Ибо не бывает так, чтобы ребёнок родился и сразу стал каким-то работником, каким-то важным (ответственным) человеком, которому можно доверить серьёзную социальную нагрузку. Обязательно должен быть вот этот промежуточный (воспитательный и образовательный) этап. С того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять – это уже вещи, касающиеся высоких измерений, то есть национальной идеи. А национальная идея – это очень сложное явление, оно формируется очень тонко и осторожно. И здесь роль семьи важно правильно оценить.
Право семьи на суверенитет
Конечно, как правильно сказал предыдущий выступающий специалист, есть определённый дисбаланс в отношениях семьи и большого (то есть внешнего) мира. И он может быть развёрнут в разные стороны. Иногда бывает так, что родители (семья) сваливают ответственность (и вину) на влияние внешнего мира. На детский сад, школу, техникумы, институты. Это распространённое явление и мы не можем с этим спорить. С другой стороны, бывает и обратное явление. Когда семья пытается вложить самые лучшие качества в своего ребёнка, а ребёнок «на выходе из семьи» и на пути внешней социализации приобретает дурные навыки. И это тоже явление нередкое. На самом деле есть проблема взаимодействия семьи и воспитательно-образовательных институтов общества. Здесь хотел бы обратить внимание, что межведомственное взаимодействие – это попытка наработки такого инструмента, который был бы гармоничен. Это объединение всех тех инстанций, которые, так или иначе, связаны с детьми и с семьёй. И это правильное внимание государства. Но могут быть и перегибы. Например – в сторону контролирующих функций. Когда вместо реальной помощи – психологической, организационной или даже финансовой – наоборот, идёт сбор компромата.
Почему я об этом говорю? Потому что наш Тюменский Родительский Комитет начинал свою деятельность в 2010 году именно как борец с ювенальной юстицией и ювенальными технологиями. Мы неоднократно сталкивались с попытками на законодательном уровне узаконить вмешательство государства во внутренние дела семьи. Но родительская самоорганизация (по всей стране) решительно заявила о праве семьи на суверенитет. Надеюсь, что регламент межведомственного взаимодействия будет иметь в виду не только свои полномочия по координации и сбору негативных данных, но и (уважительное) отношение к семейному суверенитету. Это должны быть настоящие профессионалы в своём деле. Но на местах могут быть разные люди. Могут быть и те, кто работает для «галочки». Там, где начинается «галочка», там начинаются беды, которые усугубляют само положение семьи. То есть её можно было бы «вытянуть» а её не вытягивают, а только ещё более вредят. Слава Богу, что в нашем регионе у нас сложился конструктивный диалог (с соответствующими чиновниками), благодаря чему я бы не сказал, что такая практика вмешательства в семью, носит системный и принципиальный характер. В случаях недоразумений нам удается найти подход и совместно решать проблемы – что делать с той или иной конкретной семьёй. В 2013г. на (всероссийском) собрании родителей, где также присутствовал и наш активист, Президент В.В. Путин заявил, что семья уважается как суверенный институт общества и грубого вмешательства ни за что не произойдёт. По большей части эти обещания выполняются на территории Тюменской области.
Творцы и потребители
А мы со временем осознали себя не только как борцы с ювенальной юстицией, но и в других направлениях, которые касаются семьи. Это – игровая зависимость; методики сексуального просвещения в образовательных учреждениях, когда в подробностях объясняют, как осуществлять особенности интимной жизни; вопросы, касающиеся молодёжных субкультур, вопросы, касающиеся агрессивной музыки. А также вопросы, касающиеся формирования новой культуры, которая благодаря глобализации стала культурой потребительской. Уместно обратить внимание, что сейчас (в системе образования) осуществляется возвращение к воспитанию личности, о чем говорили предыдущие ораторы. Хотелось бы вспомнить, каковы были воспитательные установки раньше (совсем недавно) и как они сейчас поменялись. В бытность министров образования А.А. Фурсенко и Д.В. Ливанова звучали такие их высказывания: «Прежняя советская система воспитывала в наших детях личностей и творцов, а теперь нам нужны грамотные потребители». Ну, извините, это «две большие разницы». Хотя, конечно, в реальной жизни они соединяются, но всё-таки: кто такой творец? Творец – это человек, который ради своей высокой идеи согласен пожертвовать какими-то текущими удобствами. Он может не есть, не пить, не спать, не получать удовольствия, не путешествовать – всё ради того, чтобы воплотить свою высокую идею, которая была бы полезна собственному народу. Вот кто такие творцы! А потребители, это люди, которые… «дай мне моё», то есть те, кто настаивает на своих правах. В принципе настаивать на своих правах не грех, конечно, если они законно оформлены, но за этим (обязательно) должно быть более глубокое содержание. Так вот об этом более глубоком личностном содержании наша страна начинает всерьёз думать.
Но вот в чём дело: современные достижения цивилизации кроме достоинств имеют ещё и серьёзные недостатки. Я имею в виду такое обстоятельство: когда наша система образования – и не только она, но и все наши коммуникации – переместились в сторону интернета и гаджетов, то тогда это стало инструментом (внутреннего) разобщения и дезорганизации. Я думаю, вы в курсе, что в некоторых странах западной Европы принимаются законы о запрете гаджетов в учебных учреждениях, потому что это – фактор, отвлекающий внимание. Не хочу сказать, что от них вовсе надо отказаться, но с этим обязательно надо что-то делать. Учреждения дополнительного образования, как мне кажется, более свободны от электронизации, чем система общего образования. Думаю, что в электронной сфере, к которой всё сильнее привязывается наше общее образование, даже больше недостатков, чем достоинств. А вот дополнительное образование до сих пор ещё сохраняет человеческий фактор. И я бы этот человеческий фактор очень и очень воспевал! Потому что личностный контакт – не только между родителями и детьми или между детьми и детьми, но и между родителями и педагогами – он очень важен.
Мы (то есть наш Родительский Комитет) как выходцы из среды обычных родителей столкнулись с таким явлением, что многие современные родители и сами имеют уже «вывихнутые мозги», извините за выражение! И их самих желательно было бы перевоспитывать. И вот эта возможность мягкого перевоспитания родителей может реализовываться именно через дополнительное образование! В общеобразовательных учреждениях контакт педагога и родителя в современных условиях минимизирован и формализован, а здесь – есть возможность неформального воздействия. Можно только приветствовать большую включённость семьи – родителей и детей – в область дополнительных занятий, развивающих творческий потенциал, который дремлет, а может быть, и вовсе находится в подавленном состоянии, если ребенок ограничивается только общими стандартами школьного образования.
Гармония отношений семьи и государства
Еще хотелось бы сказать кое-что о семье. Семья приводит человека в мир. Ведь надо его родить! Для этого нужна мотивация, чтобы люди не боялись. И деньги со стороны государства – это не панацея. Дети рожаются (родителями) не в первую очередь за деньги. А потому что родители и любят друг друга, и ещё потому, что видят за своими детьми определённое будущее. Если у нашей страны есть будущее, надо, чтобы наши граждане его увидели, тогда они будут и рожать детей и вкладывать в них нравственное содержание. Это и социализация, и ответственность, и совесть, и ощущение смысла жизни. В своё время был такой «друг пионеров» - Аркадий Гайдар, который написал книги, на которых воспитывались поколения советских детей – «Тимур и его команда», «Чук и Гек» и другие. В одном из его произведений звучала фраза: «Совесть – это когда никто не видит и никто не узнает, а я всё равно дурного не сделаю». Обратите внимание: хотя сам Гайдар по своему мировоззрению был атеистом, но он всё-таки понимал, что совесть живёт не во внешних контролирующих устройствах, а внутри (человека). Чтобы совесть жила внутри, нужно, чтобы все постарались: и родители, и педагоги, и всё большое общество.
Теперь о смыслах жизни. Счастье, к которому все стремятся – это не только потребление – хорошая квартира, деньги, хорошая пища, путешествия и т.д., но это ещё и ощущение того, что ты поступаешь правильным, нужным образом. А нужным образом ты можешь поступать только тогда, когда ты умеешь жертвовать, когда ты ради любимого человека (или другой благородной цели) согласен потерять, что-то своё – нужное и дорогое тебе. Если этого умения не привила семья, не привили педагоги, то тогда человек даже в избыточном окружении удовольствий и всех этих продуктов потребления и социальных возможностей может попадать в состояние депрессии и пребывать в угнетённом состоянии. Поэтому очень важно, чтобы родители на своём уровне формировали у ребёнка умение жить согласно смыслам жизни, а с другой стороны, чтобы и государство предлагало ему такие ступени самореализации, которые бы совпадали с его смыслами жизни. Сейчас идёт очищение даже чиновничьего аппарата, изрядное количество чиновников просто уехали за рубеж, потому что заявлены новые тренды и появляется большая прозрачность, в том числе и верхних (руководящих) слоёв общества. Если это будет (и дальше) так, если мы не будем подозревать руководство своей страны в том, что оно играет в некие закулисные игры, то тогда эта (живая) атмосфера будет распространяться повсюду: и на образовательные учреждения, и на семейные отношения, и на детство, что приведёт к большему взаимопониманию (в обществе).
Жить в согласии с совестью
Сейчас на фоне снижения анти-ювенальной активности в нашей организации продолжают осуществляться просветительские проекты. Читаются лекции по двум основным направлениям. Первое направление – «Россия – священная наша держава». О том, что такое Родина, почему мы должны её любить. О том, как иногда не совпадают её территориальные границы с культурными границами. Насколько оправдана защита наших людей – русских людей по (своей) культуре за пределами нашей страны. Следующая лекционная тема, которую я хотел бы представить, это «Семья и семейные ценности», она – как раз о той важной роли семьи, о которой я уже вкратце рассказывал.
Итак, если мы живём согласно смыслам жизни, живём по совести, если у нас правильные представления об истории и мы не являемся «Иванами, не помнящими родства» (есть такое понятие), то тогда, где бы мы ни находились, даже за территорией нашей страны, мы будем своеобразными миссионерами русской культуры, традиционной культуры, миссионерами добра и совести. В заключение своего выступления хотел бы прочитать стихотворение известного русского писателя-эмигранта В.Набокова, о котором, к сожалению, судят только по его сомнительному произведению «Лолита», однако он 8 раз номинировался на Нобелевскую премию и о его мировоззрении можете судить по стихотворению «Расстрел».
Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывет кровать,
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать.
Проснусь, и в темноте, со стула,
где спички и часы лежат,
в глаза, как пристальное дуло,
глядит горящий циферблат.
Закрыв руками грудь и шею, —
вот-вот сейчас пальнет в меня —
я взгляда отвести не смею
от круга тусклого огня.
Оцепенелого сознанья
коснется тиканье часов,
благополучного изгнанья
я снова чувствую покров.
Но сердце, как бы ты хотело,
чтоб это вправду было так:
Россия, звезды, ночь расстрела
и весь в черемухе овраг.
Это значит, человек знал, ради чего живёт, ради чего он согласен умирать. Очень важно, чтобы мы, взрослые и наши дети, наша страна и наша система образования знали бы, ради чего они существуют, ради чего живёт Россия и ради чего следует умирать! А, вы (слушатели), пожалуйста, имейте в виду: если есть запрос на какую-то (нашу) просветительскую деятельность или если возникли недоразумения, касающиеся семьи и реализации семейных прав, то наши специалисты, наши юристы, наша организация в целом всегда рады вам помочь. Телефон горячей линии (и адрес электронной почты) – на нашем сайте. Благодарю за приглашение и за внимание к вопросам формирования личностного содержания у наших детей!
ТРК
https://родком72.рф/novosti/nashi-publikatsii/k-voprosu-o-traditsiyakh-i-riskakh-sovremennogo-vospitaniya/