Дата публикации: 04.05.2018 | 09:53
В Тюмени приступили к реализации одного из крупнейших в России концессионных соглашений в коммунальной сфере. Инвестиционный проект стоимостью 23 миллиарда рублей позволит модернизировать систему водоснабжения и водоотведения в городе. Почему в качестве инструмента выбрана именно концессия, рассказал заместитель главы администрации Тюмени Павел Перевалов.— Павел Анатольевич, что такое концессия и для чего она нужна?— Мне не нравится сам термин «концессия». С легкой руки Ильфа и Петрова он на долгие годы приобрел негативный смысл в сознании жителей нашей страны. Помните, героев их романов Остапа Бендера и Кису Воробьянинова всё время называли концессионерами, подразумевая, что они жулики и недобросовестные предприниматели?
Казалось бы, что такого? Но, как выяснилось, в работе по заключению концессионных соглашений очень важно, как этот термин воспринимается в обществе. Под концессией сегодня понимаются какие-то масштабные проекты, значимые для муниципального образования или региона и затрагивающие интересы их жителей. И то, как в эпоху информационного общества люди воспринимают те или иные изменения, имеет большой вес. Поэтому вопросы, связанные с созданием концессий, обсуждаются с широкой общественностью. Концессия по водоснабжению города не стала исключением: мы проводили публичное мероприятие, людей пришло много.
Я бы, например, дал другое название концессии — «инвестиционная аренда». Ведь концессия — это взаимоотношения публичного (государство или муниципалитет) и частного партнеров, при которых публичный партнер передает частному имущество с целью вложения средств в его модернизацию, либо создание нового имущества, технологически с ним связанного, с последующей его эксплуатацией и возвратом вложенных средств. В этих отношениях определяющим является то, что все реконструируемое или создаваемое имущество остается в собственности публичного партнера — в нашем случае это город Тюмень.
— В чем принципиальные отличия «инвестиционной аренды» от простой аренды?— Инвестиционная аренда, по сути, тоже отношения, связанные с передачей имущества. И в ряде случаев по закону возможна концессионная плата в пользу публичного партнера, по аналогии с арендной платой. Но все-таки отличия значительные. Аренда — это простейшие отношения, грубо говоря, за рыбу — деньги. Мы передаем имущество партнеру за арендную плату и не можем с него спросить: что он с ним делает, как его развивает и технически обслуживает. Не можем установить какие-то показатели эффективности использования этого имущества.
В рамках договора аренды с «Тюмень Водоканалом», действовавшего с 2006 года, было единственное условие: все имущество должно использоваться по назначению. То есть водозабор должен использоваться как водозабор, на нем нельзя открыть дискотеку или сельхозпредприятие. Но эффективен ли водозабор, модернизируется он или нет — в рамках аренды это установить невозможно.
В свою очередь, концессия — это соглашение, которое содержит в себе элементы различных договоров: договора аренды, договора инвестиций… Оно подразумевает не только передачу имущества, но и постановку каких-то задач. Определяет показатели качества продукта, которые нужно достигнуть: например, качество питьевой воды, количество инцидентов на сетях водоснабжения и водоотведения, энергоэффективность. … Если на каком-то этапе всё это не соблюдается, последуют расторжение концессионного соглашения и санкции.
— Почему концессия заключена сейчас, а, допустим, не 10 лет назад?— Когда закон о концессиях только был принят (в 2005 году), он был достаточно общий и не давал понимания, как действовать в каждой конкретной ситуации. Не было увязки с отраслевым законодательством — законами о водоснабжении, теплоснабжении, электроснабжении. С течением времени он развивался. И вместе с изменением концессионного законодательства совершенствовалось законодательство отраслевое, в частности Закон о водоснабжении и водоотведении № 416-ФЗ. Отправной точкой стало внесение изменений в этот закон, которые предусматривают разработку стратегического документа — схемы водоснабжения и водоотведения города. В 2016 году такой документ принят в Тюмени. Была проделана большая работа с участием множества экспертов и специализированных организаций. После утверждения схемы другого пути у нас не было — к этому моменту законодательство о концессиях уже было вполне разработано и существенно повлияло на отраслевые законы. Например, 416-м законом предусмотрено: если объектам системы водоснабжения и водоотведения более пяти лет, их нельзя передавать в аренду, только — в концессию. То есть федеральное законодательство нас напрямую стимулирует к концессии. Это очень важно, ведь водоснабжение и водоотведение — самая значимая система жизнеобеспечения в городе. И постановка такой задачи — это взгляд в долгосрочную перспективу. Схема водоснабжения и водоотведения Тюмени утверждена до 2040 года.
Законом предусмотрено несколько способов заключения соглашения. В ситуации, когда у муниципалитета нет никаких долгосрочных отношений, проводится открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения. Если инициатива исходит от некой частной организации, объявляем об этом на общественных площадках, и если поступают другие предложения, опять же проводим конкурс. Если других претендентов нет, заключаем соглашение с тем, кто предложил. Третий способ — когда у города уже сложились и надлежащим образом выполняются долгосрочные отношения аренды. Это как раз наш случай. Такой договор может быть трансформирован в концессионное соглашение. Срок его действия при этом не должен превышать срока уже заключенного договора аренды. «Тюмень Водоканал» работает с 2006 года, и срок его аренды истекает в 2031 году. Компания добросовестно исполняет свои обязательства, поэтому у нас нет никакого другого варианта, кроме как трансформировать действующий договор аренды в концессионное соглашение.
— Как изменились отношения муниципалитета с «Тюмень Водоканалом» с финансовой стороны?— В первую очередь в основе концессии лежит финансовая модель. В ней отображены все вложения и все объекты, которые нужно реконструировать или построить до 2031 года. Масштаб работ колоссальный. В нашем городе в таких объемах строительство и модернизация одновременно никогда не велись. Велижанский водозабор, напомним, строился отдельно, Метелевский — отдельно, все сети развивались постепенно… А здесь все разом: модернизация Метелевских водоочистных станций, строительство нового водозабора на Калиновском и Заморозовском месторождениях, модернизация Велижанского водозабора.
Работа проделана колоссальная: разработаны финансовая модель, технические планы, схема водоснабжения. …Только объектов учета насчитывается несколько тысяч. В процессе приема-передачи каждый из них надо было осмотреть и зафиксировать текущее состояние. Я глубоко благодарен всем людям, которые проделали эту работу. Ведь самое важное в концессии — люди, которые ею занимаются. Были привлечены лучшие специалисты, эксперты отрасли и работники «Тюмень Водоканала». Вот в чем соль концессии: не в деньгах, не в трубах, не в гвоздях, а в людях, которые умеют мыслить стратегически.
Наше концессионное соглашение — одно из двух самых масштабных в России. Второе в Волгограде — больше по объему валовых инвестиций, но и по срокам длиннее. В рамках тюменской концессии совокупные затраты оцениваются в 23 миллиарда рублей.
Несколько лет назад были введены ограничения роста платы за коммунальные услуги населению. Поскольку предприятие при этом должно выполнять свою работу в полном объеме, было принято волевое решение о бюджетной поддержке в виде субсидии роста платы.
— Субсидия сохранится?— Да, сохранится. Возвращать эти инвестиции потребителям и бюджету — вместе. Соответственно определен такой уровень инвестиций, который не напряжет потребителя и сделает посильной субсидию для бюджета. В рамках финансовой модели этой концессии удалось достичь такого баланса.
С точки зрения возможности колоссального привлечения частных инвестиций концессию не стоит переоценивать. Концессия — не тот механизм, который позволяет принять любое количество инвестиций, а потом вернуть. Нет, тем более в такой напряженной и трепетной сфере, как коммунальная, где любое изменение платы очень чувствительно, потому что все пользуются этими услугами.
— По условиям соглашения тариф за воду к 2031 году вырастет до 80 рублей. Этот тариф для населения?— Нет, это экономически обоснованный тариф. Он включает в себя все затраты, которые нужны на реализацию проекта. А для населения тариф будет расти только в пределах ограничений, установленных антимонопольной службой. Сегодня они даже ниже уровня инфляции.
— А если через несколько лет предприятие столкнется с тем, что ему этих денег не хватает на исполнение обязательств?— Мы этот вопрос тоже перед собой ставили. Все необходимые инструменты, которые позволят отреагировать на такую ситуацию, в концессионном соглашении заложены. Схема водоснабжения и водоотведения Тюмени не высечена в камне, этот документ может меняться — хоть ежегодно, хоть два или три раза в год. То же самое и с концессионным соглашением — в него могут вноситься корректировки. Допустим, появились какие-то ограничения роста тарифа, которые мы не прогнозировали, дополнительные возможности бюджетной поддержки, новые и более дешевые технологии в сфере водоснабжения… Возможность реагирования на все эти ситуации заложена.
Это же касается и самого законодательства о концессии. Да, оно прошло большой путь, стало гораздо лучше и понятнее, чем в 2005 году. Тем не менее оно все еще далеко от совершенства. Закон о концессиях пока не дает ясного ответа, как учитывать объекты, на которые не оформлены документы. Или как быть с бесхозными объектами? Как списывать имущество, которое выработало срок полезного использования? По ходу практики мы формулируем такие вопросы, вместе с областным правительством облачаем их в форму законодательных инициатив и отправляем на федеральный уровень.
Не так давно произошли изменения, которые обязали органы власти субъектов Федерации быть стороной в концессионных соглашениях. Поэтому наше соглашение трехстороннее: его подписывали губернатор области, глава города и директор «Тюмень Водоканала». Это обеспечивает дополнительные гарантии, ведь именно область устанавливает тарифы и оказывает бюджетную поддержку. Город ни копейки не тратит, только лишь передает имущество.
— А как же выпадающие доходы из бюджета города — «Тюмень Водоканал» больше не будет платить аренду городу.— Это, безусловно, наш определенный вклад в концессию. Но он скорее виртуальный. Очень хорошо, что мы пришли к простой и понятной мысли: эти деньги должны оставаться внутри отрасли, а не поступать в бюджет. Ведь это, по сути, амортизационная плата. По идее тот, кто получает аренду, должен накапливать эти деньги, и когда объект придет в негодность, вложить их в модернизацию. Но бюджетное законодательство не увязано с отраслевым, деньги поступают в казну и распределяются программно-целевым образом на различные цели.
— В каких сферах городского хозяйства еще возможны концессии?— Если говорить о Тюмени, то у нас уже принято принципиальное решение о разработке концессионного соглашения в области теплоснабжения. В этой сфере тоже действует договор долгосрочной аренды, на 49 лет. Мы только в самом начале этого пути, недавно утверждена схема теплоснабжения города, реализуется серьезная программа реконструкции и модернизации сетей. По динамике реализации она нас удовлетворяет. Думаю, если не в этом году, то в следующем мы начнем разработку концессионного соглашения, потому что здесь нам тоже хочется иметь полное понимание движения.
К сожалению, мы пока не видим в законе о концессиях жилищной сферы. Я говорю о наемных домах социального использования и наемных домах коммерческого использования. Наемный дом полностью принадлежит муниципалитету, там нет других собственников. В этом есть колоссальные плюсы — экономические, организационные, а также в плане развития человеческого капитала и трудовой мобильности… Естественно, нужен механизм создания этой системы. Можно, конечно, взять бюджетные деньги и на них построить дома. Но можно и по-другому: привлечь строительный бизнес, чтобы он построил, передал их в собственность муниципалитета, при этом вернул вложения в разумные сроки и с разумной доходностью. Думаю, что должны появиться соответствующие изменения в концессионном законодательстве.
Направлений, где возможны концессии, много, и все они прописаны в законе. Коммунальная сфера в этом плане впереди.
Любовь ГордиенкоТеги: водоотведение | водоснабжение | концессия | модернизация
Источник: Тюменские известия
Добавить новый комментарий