Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

Павел Белявский: Между образованием и молодежной политикой большая разница

Дата публикации: 17.04.2014 | 13:56

Павел Белявский: Между образованием и молодежной политикой большая разница

«Молодежная лидерская программа» – так называется региональный проект партии «Единая Россия», который реализует депутат Тюменской областной думы Павел Белявский. О том, как найти и воспитать лидера в молодежной среде, парламентарий рассказал в интервью в рамках совместного проекта еженедельника «Вслух о главном» и Тюменской областной думы «Реальные дела фракции».

– Что из себя представляет проект «Молодежная лидерская программа»?

– Большую часть своей биографии я работал в сфере молодежной политики, занимался развитием молодежного лидерства. В связи с тем, что президент страны и наш губернатор обращали внимание на необходимость активизировать работу с молодежью, в партии и появилась идея создать специализированный проект, ориентированный на молодых людей, которые являются лидерами в своей среде.

– Проект исключительно региональный или вы его реализуете, что называется «по франшизе»?

– Это наш региональный проект, разработан именно в Тюменской области, никакой разнарядки сверху нам никто не спускал. Есть проекты, идеи которых рождаются в Москве, а в регионах лишь назначаются кураторы. В данном случае проект полностью инициирован нами. Еще одним толчком к его разработке стало выступление губернатора на встрече с представителями бизнес-сообщества. Глава региона сказал, что в Тюменскую область приходят новые инвесторы, строят свои предприятия, но при этом рабочие места на предприятиях занимают вовсе не жители области, а специалисты из других регионов. То есть у нас не хватает квалифицированных кадров для новых производств. При этом не хватает не только рабочих, но и управленцев.

Проблема подготовки управленческих кадров связана в первую очередь не с получением знаний, а с воспитанием лидерских компетенций. Руководителем нельзя стать¸ просто получив специальность в вузе. Потому что настоящий руководитель – это тот, кто умеет делать вещи, которым невозможно научиться, сидя за университетской или школьной партой. Он должен уметь разговаривать с людьми, брать на себя ответственность, переносить большие нервные нагрузки, управлять своими эмоциями, регулировать конфликты.

В мире и в истории задача подготовки управленцев решалась по-разному. В Советском Союзе это была мощная вертикально-интегрированная структура от октябрят до партии, охватывавшая на первых этапах абсолютно всех. В Западной Европе и Северной Америке это скаутское движение. Это, по сути, элитарный проект. Есть так называемый скаутский феномен, в движение вовлечены 5–7% детей и молодежи, но среди политиков и госуправленцев бывших скаутов больше половины. Для России это еще открытый вопрос, как воспитывать национальный менеджмент. В нашем проекте мы ищем ответ на этот непростой вопрос.

– Но вы понимаете, что в Советском Союзе, помимо октябрятско-пионерско-комсомольско-партийной школы, существовала еще производственная школа. То есть советский человек мог сделать два вида карьеры – по партийной линии и производственной. Не берем в расчет службу в армии и правоохранительных структурах, где и сегодня карьерная лестница, в общем-то, сохранилась с советских времен, поскольку это предмет государственной безопасности.

– Эти карьеры, при ближайшем рассмотрении, были тесно связаны. Более того, переплетение политического и профессионального было ключевым элементом государственной кадровой политики. Посмотрите на карьеры советских руководителей: поработал человек на производстве, его переводили на партийную работу, затем снова на производство, естественно, с повышением по службе. Тогда вся экономика была централизованной, государственной и подобные процессы было несложно организовать.

Перед нами стоит более сложная задача. Мы должны дать молодому человеку такие инструменты, чтобы он сам осознанно мог выстроить свою карьерную траекторию. Это правильно. Когда человека двигают, у него возникает ложное ощущение, что так и должно быть. Возможно, это одна из причин, почему возникло много номенклатурщиков, функционеров, которые не понимают содержания работы, но четко знают, что нужно предпринять, чтобы их двинули дальше. И другое дело, когда человек сам строит свою карьеру и понимает, что для того, чтобы быть руководителем, нужно быть бойцом и человеком с волей.

Однажды мне довелось быть участником Ярославского международного форума. Из Москвы до Ярославля со мной в купе ехал шведский дипломат, работавший в годы перестройки в СССР. Он рассказывал, что никто не думал, что Советский Союз скоро развалится. Пока однажды его не отправили наблюдателем в область на севере Казахстана, где бастовали шахтеры. «Я понял, что Союза скоро может не стать, когда за все время нахождения в командировке я не нашел ни одного представителя власти. Они все куда-то исчезли». Как рассказывают очевидцы похожих событий, паралич наступал, когда в Москве перестали брать трубку. Если бы советская кадровая система была идеальной, она бы не выдвинула на ключевые роли людей, которые так бездарно сдали столько позиций нашей страны в мире. Функционер лишен воли, потому что всего боится. Он ничего не хочет, кроме сохранения и улучшения своего статуса. А нам для выживания в международной конкуренции нужны дерзкие и смелые. Мы работаем, чтобы такого больше не повторилось.

Несмотря на то, что наш проект молодой, в него вошли проекты, которыми я занимаюсь уже на протяжении семи лет с того момента, когда был руководителем «Молодой гвардии». Поэтому уже можно подвести и первые итоги реализации «Молодежной лидерской программы».

– Какие проекты вошли в нее?

– Это проекты «Лига старост», «Тюменский кампус», «Медиасеть», «Лига наставников» «Студенческий лидер» и другие. Их основной смысл – создание полигона управленческих компетенций. Мы даем человеку базовые знания, мы ставим человеку управленческую задачу, мы даем ему ресурс, микрогрант для ее реализации.

Недавно я оказался в больнице с одним из моих близких людей. И лечащий врач, молодой парень, обращается ко мне по имени отчеству. Думаю, странно, откуда он меня знает? Неужели настолько интересуется региональной политикой? А потом выяснилось, что он из первых выпускников наших программ. Молодой человек рассказал, что участвовал в наших проектах из интереса, и только когда начал работать, понял, что полученные навыки являются для него основным инструментом профессиональной карьеры.

Его недавно повысили. Многие его коллеги, однокурсники удивлены, как ему это удается. А все просто, объясняет он. Участвуя в проектах, получил навыки, которые не имеют большинство его сверстников – умение общаться с людьми, умение их организовать и т.д. И этот человек уже осознанно относится к тому, как формировать свою карьеру. Он понимает, что нужно сочетать умение работать с людьми с профессиональными качествами. Вот такой человек и является конечным продуктом нашего проекта.

Теперь проект стал партийным, возможности его расширились, и ребята, которые пройдут нашу школу, смогут стажироваться в органах власти, на крупных предприятиях. Там они пройдут дополнительное обучение по технологии «тень лидера». Мы намерены искать руководителей, которые готовы терпеть рядом с собой наших ребят, чтобы те видели, как происходит процесс управления предприятием. Руководство «Единой России» поддержало идею партпроекта, чтобы те вещи, которые мы начали делать семь лет назад, получили другой масштаб.

– Сколько человек прошили через ваши проекты за семь лет?

– Если брать тех, кто прошел через школу организаторов, то это около 6,5 тысячи участников. В рамках работы этих людей «на управленческом полигоне» были сделаны проекты, в которые было вовлечено чуть более 55 тысяч человек.

– Проект предполагает, что обучение должно строиться на постоянной основе. Проводите ли вы какой-нибудь отбор, кого набираете?

– Лидерство – это не врожденные способности. Лидерство – это ответ на то, какие насущные потребности существуют у группы. Если группа решает задачу, как ей соорудить плот и осуществить сплав по реке, то лидерами окажутся те, у кого больше компетенций в этой сфере. Поместим группу в офис и поставим перед ней интеллектуальную задачу – поменяются и лидеры. Но есть компетенции, например, принятие групповых решений, которые актуальны в любой ситуации. Мы помогаем человеку быть готовым к лидерским ситуациям.

Поэтому нет ничего удивительного, что лидерами нередко оказываются совершенно невзрачные на первый взгляд ребята. Они далеко не яркие харизматики. Среди лидеров их не больше трети. В основном лидерами оказываются ребята, которые до определенного момента находятся в стороне, молчат, наблюдают и не стараются занять ведущее место. Но они четко видят групповые процессы и знают, какое слово сказать человеку, чтобы повлиять на его поведение. А когда складывается трудная ситуация для группы, тогда лидеры выходят на первый план, берут реальную власть в свои руки и начинают управлять.

– На сколько лет рассчитана ваша программа лидерского воспитания?

– Программа состоит из семестров, потому что мы ориентируемся на студентов, им так удобнее. Они достаточно плохо поддерживают сквозные проекты. На то они и студенческие годы, чтобы попробовать себя в самых различных видах деятельности. Мы столкнулись со следующим. Раньше наши проекты носили годичный цикл. Человек активно работал семестр, а затем проект продолжался, но человек уже пытался из него выйти, пропадал и т.д. И мы длинным циклом создавали в биографии человека историю неуспеха. То есть мы со своей программой вступили в противоречие с реальными интересами молодого человека. Мы приняли решение, чтобы программу укоротить. Программные циклы равны семестру. Но человек может принимать участие в проектах и два, и три семестра. Наши проекты – это как социальный спортзал для молодого человека, куда он может прийти и потренироваться, где он отрабатывает свои социальные компетенции.

– Сколько молодых людей хотите обучить? Как проходят итоговые экзамены? Выдаете ли вы какой-то сертификат о прохождении обучения? Составляете ли вы список тех, кто прошел обучение – своеобразный кадровый резерв?

– Можно ли считать нашу программу обучением? Между образованием и молодежной политикой большая разница. Образование дает человеку знания, то, что мы познаем разумом. Но для того, чтобы быть по-настоящему образованным, этого недостаточно. Важную роль в становлении человека играет его жизненный опыт, который в том числе может ему дать участие в молодежных проектах. Логика выстраивания программы обучения отличается от логики классического образовательного проекта. Как только мы создадим жесткую систему зачетов и экзаменов, программа сразу умрет, поскольку будет привязана к сидению за партой. Невозможно ввести зачеты и экзамены по лидерству. Цель программы – дать человеку жизненный опыт, который он больше нигде не получит.

В этом году мы запускаем проект «Собеседование». Будем приглашать представителей крупных компаний, руководителей органов власти, тех, кто занимается набором персонала. Будет проходить деловая игра для тех молодых людей, которые по итогам участия в нашем проекте доказали, что обладают организаторскими компетенциями. Они будут выполнять определенные задания на решение творческих задач, задач группового взаимодействия, не буду открывать все детали. Экспертам предстоит наблюдать за этим, а после окончания игры они будут проводить собеседование с ребятами и отбирать себе тех, кто им понравится. Мы не выдаем документы об обучении, мы хотим, чтобы наши молодые люди научились сами в непосредственном личном контакте продавать себя и предлагать свои таланты. Поверьте, введение зачетов и экзаменов, формализация процесса погубили не один хороший молодежный проект.

– То есть итогом вашей программы станет некое кадровое агентство?

– В идеале наши выпускники должны стать сами себе кадровыми агентствами

Теги: Белявский | молодежная политика

Источник: Вслух.ру

Добавить новый комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:
Защитный код:
НКО