10 апреля в большом зале регионального парламента встретились те, кто последние двадцать лет строит здание регионального законодательства. Депутаты первого, второго, третьего, четвертого и пятого созывов не скрывали радости, крепко обнимались и вспоминали прошлое.
Торжественное заседание, посвященное юбилею, открыл спикер облдумы Сергей Корепанов. Он отметил, что именно первый созыв депутатов Тюменской областной думы стал фундаментом, на котором было построено внушительное здание регионального законодательства. «История тюменского парламентаризма закладывалась в первом созыве. Тогда все было впервые: первая стратегия деятельности думы, первый законодательный акт о статусе депутата, законы о флаге и гербе, первый бюджет и образование Счетной палаты региона и самый главный закон — Устав Тюменской области, – сообщил он. – Народными депутатами за прошедшие двадцать лет были разные люди, но всех их объединяла цель — улучшить качество жизни населения большого региона. Всего за эти годы интересы населения представляли 115 депутатов».
Двадцать лет назад
Шестого апреля 1994 года состоялось первое заседание Тюменской областной думы. Совершенно нового для постсоветской России законодательного органа власти. В то время было сложно предположить, что ждет новый институт. В период бурных политических изменений страна находилась на перепутье.
Владимир Ульянов хорошо помнит те времена. Он стал последним председателем областного Совета народных депутатов. На его глазах орган представительной власти превратился в законодательный, число депутатов с трехсот сократилось до двадцати пяти. И все это произошло за несколько месяцев.
Последний созыв областного Совета народных депутатов работал с 1990 года. «Его можно считать началом зарождения парламентаризма в регионе. Все атрибуты этого у нас были: Совет работал в постоянном режиме, избирался населением и имел некоторые полномочия», – вспоминает Владимир Ильич. Совет следил за деятельностью исполнительного органа власти, утверждал заместителей председателя облисполкома, главы администрации, согласовывал назначения прокуроров, начальника областной милиции.
Василий Романенко рассказывает, что в 1990 году был избран парламентарием Тюменского областного Совета народных депутатов и возглавил комитет по труду и социальной политике. «До марта 1994 года мы трудились. Конечно, мы следили за событиями, которые происходили в стране, понимали, что происходит, – отметил он. – Прошло уже двадцать лет, как в России появилась новая парламентская система, но именно на долю последнего переходного совета выпала самая основная работа. В те годы страна была в кризисе, надо было восстанавливать работу заводов и фабрик, врачам и учителям не платили заработную плату. Сложно было. И прежде чем бастовать, население искало поддержки и ответы у власти».
По глубокому убеждению ветерана парламентаризма процесс становления Тюменской областной думы шел с Совета народных депутатов. «Новая дума всегда занимала активную позицию, менялись поколения, депутаты, но цель оставалась одна — повысить качество жизни населения», – резюмировал он.
Областная дума стала правопреемником Совета. Все решения, которые триста человек не успели воплотить в жизнь, были переданы двадцати пяти парламентариям. 6 апреля 1994 года новая законотворческая структура собралась на первое заседание. В этот день депутаты областного Совета официально прекратили свои полномочия и освободили занимаемые кабинеты.
В первый раз
«Я принимал участие в первых заседаниях тюменского парламента, – вспоминает Владимир Ульянов. – Депутаты приняли решение назвать новый орган областной думой по подобию Государственной думы в Москве. А те, в свою очередь, вернулись к историческим корням. Хотя были регионы в стране, где название осталось прежним — Совет народных депутатов. Некоторые дали имя — Законодательное собрание. Лично я перенес этот период реформирования как должное. Страна менялась, менялся и регион. Тюменская область стала субъектом России, а значит, государством в государстве со своими полномочиями, обязанностями и правом принимать законы. История началась с нового листа, чувства разочарования не было, потому что мы сохранили структуру сложносоставного субъекта с автономными округами. Это было главным».
Парламентарии новой законодательной системы приступили к работе. Уже не было заседаний, где полдня не могли принять регламент, как это было раньше в Совете. Все работали слаженно и четко. На депутатов легла обязанность разработать и принять законодательную базу субъекта Российской Федерации. На тот момент она была нулевой. Многие законопроекты готовила исполнительная власть, но над Уставом думы, главным документом органа законодательной власти, поработали сами депутаты.
Депутат первого созыва Любовь Кошелева вспоминает, что все было особенным в те годы. «У нас была самая лучшая дума. Она была первой, с нас все начиналось, а потом в ней работали три женщины. Было множество впечатлений, трудностей, непонимания, но мы умели договариваться и слушать друг друга, – отметила она. – Рядом со мной сидел директор тюменского аккумуляторного завода Александр Кореляков. Он был очень активным депутатом, часто выступал с места, спорил. А я ему: «Саша, успокойся». Женское влияние в думе на мужчин было именно таким — успокаивающим». Был еще один взрывной депутат – президент Тобольского нефтехимического комбината Владимир Юдин. Иногда и до нецензурной лексики доходило на заседаниях. Времена ведь сложные были».
Коллега по первому созыву Ахтям Каюмов подтвердил, что женское влияние было необходимо. «Иногда сильный пол входил в раж, начинал ругаться, материться, а присутствие красивых дам нас останавливало. Кто-то выходил из зала, чтобы там выпустить пар», – вспоминает он. Любовь Николаевна добавила, что когда полномочия первого созыва закончились, депутатам выдали толстую папку законов, которые парламентарии приняли за четыре года. «Не верилось, что за столь короткий срок мы смогли сформировать законодательное поле в регионе», – резюмировала она.
Ахтям Хакимович рассказал, что был председателем оргкомитета по подготовке к первому заседанию думы. «Самым сложным вопросом на повестке был — кто станет председателем нового парламента. Кандидатов двое: Николай Барышников и Сергей Шерегов. У обоих были и сторонники, и противники. Голосовали долго, и только лишь на третий раз с перевесом всего в один голос место спикера занял Николай Павлович, который по сей день является депутатом», – пояснил он.
Ветеран парламента добавил, что одним из главных достижений первой четырехлетки стало принятие Устава Тюменской области — основного закона региона. «Это Конституция области. Документ принимали сложно и долго, только через полгода окончательно утвердив. Наш Устав с небольшими изменениями действует по сей день», – подытожил он.
Кстати, Устав Тюменской области приняли 15 июля 1995 года. Он позволил закрепить статус области как субъекта России, установить основы областного законодательства. За годы работы Устав дополнялся сорок два раза. Но основой всего стала глава № 2: «Территория области включает территории автономных округов. Граница между Тюменской областью и другими субъектами Российской Федерации не может быть изменена без ее согласия».
Первый спикер региональной думы Николай Барышников отметил две особенности нового органа. «Нас объединяло одно — искреннее желание решить проблемы, которых было множество, помочь региону и жителям. Депутаты не были скованы и обременены никакими партиями, бизнесами, не было руководящей направляющей, не было и давления. Чем мы руководствовались и что на нас давило — проблемы и чаяния людей. Именно этим был накачан каждый депутат», – отметил он.
Заместитель спикера Фуат Сайфитдинов рассказывает, что многие вообще не понимали, что делать. «Спикера выбрали с третей попытки, потом первого зама и разъехались. Уже после были созданы четыре комиссии и закипела работа. Законы писали, переписывали, смотрели, изучали, привлекали ученых. В процессе законотворчества участвовали все: от социологов до структурных подразделений администрации области», – рассказал депутат.
Тюменская областная дума, кстати, появилась позже многих парламентов в России на целый квартал. Например, Свердловская, Ростовская, Иркутская области и Пермский край провели выборы в думу в декабре 1993 года, наш регион лишь в марте 1994-го. Новые органы власти стали активно создавать законодательную базу. В Иркутске появился Институт законодательства, и ученые консультировали тюменский парламент в создании Устава области и других законов. Правда, у нас была особенность — надо было сочетать в Уставе интересы трех субъектов.
Кстати, первым законом региона можно назвать документ «О статусе депутата Тюменской областной думы», который приняли 15 июня 1994 года. После появилась «Стратегия деятельности областной думы на 1994–1996 годы». Автором был самый молодой парламентарий Павел Плавник.
Член комиссии по вопросам законодательной деятельности, депутат с Нефтеюганска Владимир Витов рассказал, что помнит противостояние северных и южных депутатов. «Я тогда часто вспоминал истории Америки, где северяне и южане воевали. Но мы ведь собрались тогда не для сражений, а для создания крепкого субъекта и созидания», – отметил он.
Второй, третий, четвертый, пятый…
14 декабря 1997 года прошли выборы депутатов Тюменской областной думы второго созыва, а первое заседание состоялось через месяц. Главной целью второй четырехлетки было создание законодательной основы для достижения к 2001 году устойчивого экономического роста, увеличение доходной части бюджета, реальных доходов населения, обеспечение трудовых и социальных прав жителей области. В составе думы было десять генеральных директоров, первых руководителей предприятий, восемь из них — нефтегазовых компаний. Были четыре главы администрации городов и районов. И ни одной женщины.
Сложнее всего парламенту пришлось в первые два года: произошел лавинообразный обвал курса рубля, половина предприятий области работала с убытками, снизились на 15% объемы производства как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции. Инфляция под 70%, цены на непродовольственные и продовольственные товары выросли на 80%, на 20% упала реальная заработная плата населения. В 1,5 раза выросла задолженность по зарплате и составила 5 млрд рублей.
В этой ситуации требовались быстрые решения, вспоминает спикер региональной думы Сергей Корепанов. «В 1998–1999 годы очень тяжело формировался бюджет, чтобы утрясти все спорные вопросы, были вынуждены проводить аж 15(!) заседаний согласительной комиссии. Сейчас требуется максимум четыре. В 2001 году депутаты трижды обращались к президенту и правительству страны о внесении изменений в налоговую политику и налоговое законодательство. В конце концов, наши просьбы были услышаны, и в 2002 году бюджет по доходно-расходной части был на 45% выше, чем в 2001 году», – рассказывает он.
Депутат думы второго созыва Олег Чемезов рассказал, что в те годы было много интересной и профессиональной работы. «В те годы чиновники могли быть депутатами. Я был первым заместителем губернатора в Югре и работал в областной думе. Всегда было много споров. Я сейчас, когда это вспоминаю, думаю, а в прок ли эти разговоры были?» – поделился он.
Третий созыв приступил к полномочиям 11 января 2002 года. Стратегия деятельности Тюменской областной думы впервые была предложена для широкого обсуждения общественности и после доработки утверждена. Основным политическим событием третьего созыва стало подписание договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и принятие областной программы социально-экономической интеграции региона «Сотрудничество». Пролонгация этого договора до 2020 года прошла в июне прошлого года.
Парламентарий тюменской облдумы третьего созыва Геннадий Куцев вспоминает, что за четыре года было многое: и демонстративный уход с заседания, и долгие споры, и напряженные отношения между депутатами субъектов большой Тюменской области. «Тем не менее, за двадцать лет работы областной парламент добился хороших результатов в законотворческой деятельности. Надо двигаться дальше», – подчеркнул он.
Депутат первого, второго и третьего созывов регионального парламента Александр Черепанов специально к юбилею облдумы подсчитал, что ежегодно в течении трех созывов оказывал помощь 2 тыс. человек. «Мы писали законы, которые сегодня приносят большую пользу региону. Хорошее и продуктивное время было», – сообщил он.
Сергей Корепанов считает своей главной заслугой в кресле председателя устранение отчужденности и недоверия между депутатами, представляющими северные и южные регионы областной думы. «По большому счету эту идею я несу в течение всех 15 лет управления парламентом. Главное – не допустить конфликта между округами и областью, правительством и думой, депутатами северянами и южанами, представителями различных фракций, депутатами и аппаратом думы. Я – дирижер, миротворец в какой-то степени», – отметил он.
Примите поздравления
На торжественной встрече губернатор Тюменской области Владимир Якушев поделился с депутатами, что ему посчастливилось работать с тремя созывами регионального парламента в должности вице-губернатора, сити-менеджера и губернатора. «Я могу утверждать, что все эти люди были и остаются профессионалами, а все вопросы, которые решались в стенах думы, были направлены на повышения уровня жизни тюменцев. Вызовов за это время было множество, но самое главное, что все эти годы исполнительная и законодательная ветви власти работали вместе, прислушиваясь друг к другу», – отметил он.
Глава Югры Наталья Комарова отметила, что законодательные органы трех регионов – ровесники, соседи и, главное, партнеры. «Югра, Ямал и Тюменская область связаны историей, инфраструктурными приоритетами, задачами по обеспечению устойчивого развития. Были заложены основы согласования региональных правовых баз, разработан регламент взаимодействия законодательных органов, образован Совет трех дум, правопреемником которого стал Совет законодателей, который сегодня успешно выполняет возложенные на него функции. Такая командная работа будет востребована и в будущем», – сказала она.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подчеркнул, что депутаты всех созывов сумели за двадцать лет создать такую базу регионального законодательства, которая стала гарантом для проведения эффективной социальной политики, приумножения экономического потенциала всей Тюменской области. «Выстроена четкая система отношений с исполнительной властью. Это доказывает, что в областном парламенте работали и работают люди конструктивно мыслящие, реально знающие ситуацию в регионе и работающие для благополучия жителей, – отметил он. – Считаю значительной заслугой депутатского корпуса политическую стабильность в регионе с устойчивыми демократическими традициями. Все это дает области динамично развиваться, влиять на ход политических, социальных и экономических реформ, уверенно смотреть в завтрашний день».
За двадцать лет депутаты Тюменской областной думы приняли 1 тыс. 788 законов, из них «с нуля» – 473. За прошедшие годы в регионе произошли колоссальные изменения: если в 1994 году бюджет составлял 466 млн рублей, то в 2013 году – более 124 млрд рублей.