Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

"Я с удовольствием возвращаюсь домой"

Зиннат Садыков
Председатель Духовного управления мусульман Тюменской области

26 ноября 2018

Когда позвонила председателю Духовного управления мусульман Тюменской области, региональному муфтию Зиннату Садыкову попросить об интервью, он рассмеялся. Не был, говорит, в отпуске семь лет. И буквально сейчас, в редкую минуту затишья на работе, вспомнил о том, что неплохо было бы отдохнуть несколько дней или — хотя бы! — несколько лишних часов. А тут мой звонок.

— Но вы приходите, конечно. Поговорим, — отвечает Зиннат-хазрат. — Хвала Всевышнему, что дает много работы и приводит ко мне людей, которым могу быть чем-то полезен. Меня это радует. Значит, не зря пребываю на своем посту.

... Работу с людьми сложно втиснуть в более или менее упорядоченный график: прихожане могут обратиться с вопросом — позвонить или прийти — в любой момент. Вот и во время нашей беседы Зиннат Аюпович извиняется: ему надо отвлечься, чтобы обсудить детали поездки по районам. В одном поселке его ждет многодетная семья, в другом возник спорный вопрос между соседями, и они настаивают, чтобы рассудил их непременно муфтий.

— А о чем обычно спорят?

— Чаще всего на бытовые темы. Но даже на бытовые вопросы можно найти ответы в религии. Только не всем хватает знаний, чтобы самостоятельно прийти к правильному решению — слишком много вокруг противоречивых мнений. Мы пожинаем плоды непростого периода: в советское время говорить о религии было нежелательно, и наши деды и бабушки, обладавшие истинными знаниями предков, не могли в полной мере поделиться ими с молодыми. А потом, когда говорить стало можно, многие старики уже ушли в мир иной. И на нас обрушилась — в основном из заграничных источников — масса искаженной информации об исламе.

Теперь приходится проделывать огромную работу, чтобы вернуть жителям региона подлинные знания о религии. Для этого совместно с областным правительством организовали и уже четвертый год проводим курсы повышения квалификации для имамов сельских мечетей и представителей районных религиозных организаций. В Тюмень приезжают ведущие преподаватели-богословы из признанных исламских вузов нашей страны, и даже шейх Абдурраззак ас-Саади из Амманского международного университета Иордании был. Вход на занятия свободный — при желании их могут посещать не только мусульмане, но люди другого вероисповедания. Эти знания, считаю, полезны для всех.

— Как вы сами получали знания о религии? Ведь родились как раз в советское время, когда эта тема считалась запретной.

— Семья была верующей. Мой отец — уроженец Нижнетавдинского района — потомок Садык-муллы. А род матери берет начало от муллы Рахмангула. Такое богатое у меня с точки зрения ислама наследие. И отец, и мать хорошо читали Коран, потому что в начальной школе изучали арабский язык. Потом мама выучилась на педагога, а папа стал военным — он окончил пехотное училище и в 1941 году ушел на фронт. Вернулся домой в 45-м, с серьезным ранением, но характер до конца жизни сохранил офицерский, твердый. Всех детей — меня, пять моих сестер и брата — он воспитал с мыслью, что человек не имеет права не получить образования. Мы не смели его ослушаться.

— С чего началось ваше образование?

— С восьми классов школы в родной деревне Янтык. Чтобы окончить девятый и десятый класс, уехал учиться в Ембаево, потом еще и в Каскаре учился...

— Сколько же у вас одноклассников!

— Ой, много! Даже при большом желании не получается посещать все встречи выпускников, которые проводятся. Но вот не так давно все-таки сумел повидаться с одноклассниками из янтыковской школы. Интересно, конечно: всем уже за шестьдесят, а я-то их еще мальчишками и девчонками помню. Да и себя еще мальчишкой помню. Шустрый такой был!

— Хулиганили?

— Наоборот — умел дать отпор хулиганам. Потому что спортом занимался: борьбой, бегал хорошо, подтягивался, даже в баскетбол играл в школьной команде. Хотя как раз баскетболист из меня, если честно, — так себе. Но из команды меня не исключали — за мои борцовские качества, вероятно. Школу я закончил чемпионом Тюменской области по греко-римской борьбе.

— А ей где занимались?

— Начал еще в Янтыке. Там нас, мальчишек, тренировал вернувшийся из армии молодой односельчанин Мирзат Залилов. А в старших классах я решил ехать в Тюмень, проситься в «Динамо». Как сейчас помню: пришел в спортзал, переоделся в свои обычные спортивные штаны... На фоне спортсменов в борцовских трико смотрелся как белая ворона. Но, самое главное, тренеры оценили мою подготовку и приняли меня — с тех пор стал ездить на тренировки из района в город на автобусе, не пропускал ни одной. Продолжил заниматься борьбой и ТВВИКУ, куда поступил в 1974 году после школы, но уже вольной, потому что греко-римской там не было.

— Значит, военно-инженерное училище. Пошли по стопам отца-офицера?

— Да, и мой брат тоже. Отец всегда считал воинскую службу, защиту Родины — самым достойным делом для мужчины. И не могу с ним не согласиться. Ни разу не пожалел, что получил военную профессию и часть своей жизни посвятил службе в Вооруженных силах страны.

— Когда вас выбрали председателем регионального Духовного управления мусульман, были люди, которые говорили, что не видят в роли своего духовного лидера человека военного. Что вы сами думаете об этом?

— По сути, перед офицером и духовным лидером стоят совершенно одинаковые задачи. Первый отвечает за своих подчиненных. Второй — за свою паству. Так что не нахожу никаких преград тому, чтобы офицер стал священнослужителем. Конечно, при условии искреннего намерения и после получения соответствующих знаний.

— В связи с чем у вас появились намерение получить религиозные знания?

— Это произошло не в один день. Жизнь шла своим чередом... В 1989 году я уволился со службы по состоянию здоровья — в звании капитана. Вернулся домой в Янтык, где некоторое время работал школьным преподавателем. А потом ушел в... бизнес, связанный с поставкой в наш регион автомобильных шин. И все, казалось бы, было благополучно — работали мы с компаньонами успешно, зарабатывали хорошие деньги, имели возможность обеспечивать семьи и путешествовать по миру. Но настал тот момент, когда пришла мысль: а что полезного сделано для души?

С 2004 года я стал, что называется, практикующим мусульманином. Совмещал соблюдение канонов ислама с ведением бизнеса. А в 2009-м решил полностью посвятить себя религии — поступил в Российский исламский университет в Уфе, на заочное отделение. Перед этим прошел подготовку в нашей мечети на улице Мельникайте, где преподавали основы ислама и арабского языка.

— Сложно получать еще одно образование — тем более, столь, хм, специфическое, — уже в зрелом возрасте?

— Нелегко. Я и после окончания университета не переставал учиться, учусь и сейчас. Каждый день обязательно читаю на арабском, перевожу. Не высыпаюсь, правда. И, наверное, иногда обижаю своим недостаточным вниманием домашних. Но такова цена знаний.

— С чего началась ваша религиозная деятельность?

— В 2011-м ко мне обратились каскаринские бабаи и попросили возглавить местную мусульманскую организацию. Они знали моих предков-имамов, уважали их, поэтому готовы были довериться мне. Тогда надо было привести в порядок мечеть в Каскаре. И мы сделали это: закончили в ней ремонт, построили теплую тахаратную (помещение для ритуального омовения — авт.), исправили ошибки проектирования, которые были допущены при строительстве здания в начале 90-х... Все это, в том числе, — на пожертвования прихожан.

— Насколько охотно люди жертвуют на строительство и содержание храмов?

— В последние годы людей, готовых жертвовать на строительство и содержание мечетей, стало больше. Теперь садака (милостыни — авт.), пожертвований благотворительных организаций, а также государственных средств нам хватает уже не только на то, чтобы привести мечети в порядок, оплатить коммунальные услуги и выдать зарплату имамам, но и на большее — на создание комфорта. Мы имеем возможность установить современную охранно-пожарную сигнализацию, соответствующую всем требованиям безопасности; заменить окна; постелить новые мягкие ковры, на которых тепло и удобно сидеть; расширить и облагородить прилегающую к мечетям территорию...

— Какие вопросы вам было сложнее решать, когда заняли пост председателя управления? Хозяйственные — ведь они, вроде как, не профильные, или вопросы духовного толка?

— Хозяйственные — не сложно. А вот в том, что касается души, Всевышний всегда испытывает нас. Еще до того, как возглавил управление, я понимал, что необходимо вести мирную политику. Нам надо держаться вместе: не только мусульманам, но всем жителям этого края, который стал нашим общим домом.

Большие надежды возлагаю в этом смысле на подрастающее поколение — я сам и представители нашего исламского просветительского центра часто бываем в вузах, общаемся со студентами. Большое спасибо руководству и педагогам этих учебных заведений, которые идут навстречу, понимая, что тема межрелигиозных и межконфессиональных отношений очень актуальна.

Вообще, надо отдать должное целой плеяде руководителей нашего региона, которые эту тему никогда не забывали и не позволяли обостряться межэтническим отношениям. Этому способствует вся работа по развитию области. Если человек живет в красивом и комфортном месте, где имеет возможность реализовать себя, то у него не возникнет мысли о том, что его кто-то притесняет.

— Вы сказали, что, занимаясь бизнесом, имели возможность путешествовать по миру. Но даже в сравнении со всеми местами, в которых бывали, считаете Тюменскую область красивой и комфортной?

— О, с каким удовольствием я возвращаюсь домой после командировок! Конечно, я считаю свой дом самым красивым и комфортным. Я не могу не любить эту землю. Во-первых, здесь кости моих предков, которых я знаю до седьмого колена. Здесь у меня родилось четверо детей и шесть внуков. Во-вторых, регион день ото дня объективно становится только лучше.

— Насколько я знаю, сейчас вы, как и в детстве, живете в Тюменском районе и каждый день приезжаете оттуда в город?

— Да. С той только разницей, что уже не на автобусе, билет на который в моем детстве стоил, если не ошибаюсь, 20 копеек, а за рулем автомобиля.

Я и борьбу не оставил. Каждый год организую с сыновьями в Каскаре соревнования по греко-римской борьбе — крупнейшие в УрФО. На них приезжают школьники из многих городов, каждый раз собирается больше сотни юных спортсменов. Наш девиз таков: если хотя бы одного из них мы спасем от алкоголя, сигарет и негативного влияния улицы, то это уже хорошо!

— Успеваете и это... А чем бы все-таки занялись в отпуске?

— Выспался! А потом все равно читал бы, учился, строил рабочие планы.

 

Беседовала Мария Самаркина



Добавить новый комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:
Защитный код: