Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

Работа правозащитника – это всегда работа в поле, решение конкретных проблем обычных людей.

Сайфулин Ришат Маратович
Эксперт комиссии по правозащитной деятельности Общественной палаты Тюменской области, председатель АНО «Октавиан»

07 декабря 2016

Здравствуйте, Ришат! Вы являетесь экспертом комиссии по правозащитной деятельности Общественной палаты Тюменской области и возглавляете ряд просветительских проектов в рамках работы ее официального партнера АНО «Октавиан». Расскажите подробнее о своей деятельности.

- Здравствуйте. Наша работа, в качестве правозащитников – это постоянный процесс, связанный с досудебным и судебным урегулированием проблем с которыми тюменцы сталкиваются в своей повседневной жизни. Часто правозащиту воспринимают, как попытки отыскать недоработки государственных органов или коммерческих организаций, на самом деле это не так. Мы глубоко убеждены, что одной из самых главных проблем, которая порождает лавину конфликтов и споров является недостаточное знание нашими гражданами, а зачастую и представителями органов власти, коммерческого сектора законодательства, которое регулирует отношения, в которые вступают люди и организации как в обыденной, так и в деловой жизни. Наши принципы – это максимальная беспристрастность в работе, стремление обеспечить медиацию конфликта, урегулировать его по возможности не доводя до судебного разбирательства, предотвратить проблему, обеспечив граждан инструментами ее самостоятельного решения.

- А какие, конкретно направления деятельности Вы осуществляете?

Наша работа состоит из нескольких элементов. Уже на протяжении пяти лет на постоянной основе работает бесплатная для граждан общественная приемная, которая с 2013 года ведет свою деятельность под эгидой комиссии по правозащитной деятельности Общественной палаты Тюменской области. Территориально она размещается в общественной приемной Общественной палаты Тюменской области (Котовского 54), куда люди могут как обратиться лично, так и по телефону горячей линии – 8(3452) 202-303. Кроме того, мы постоянно организуем выездные приемные для граждан на мероприятиях, которые проводятся нашими коллегами – общественниками. В частности, эксперты нашей общественной организации приняли участие в трех «Фестивалях соседей», которые проводил для жителей разных районов Тюмени Альянс социально-ориентированных НКО Тюменской области. На протяжении фестиваля его участники обращались к нам за помощью и получали или консультацию на месте или приглашение прийти к нам для более углубленного рассмотрения их ситуации.

Большое внимание мы, также уделяем просветительской работе – для желающих ежеквартально проводятся просветительские курсы «Кредитная самооборона» и «Наше право» на которых можно узнать основные формы и методы защиты своих права, а также получить информацию о принципах работы с государственными организациями, призванными стоять на защите прав граждан – прокуратурой, судом, полицией, службой судебных приставов и т.д.. Слушатели курсов учатся заполнять образцы типовых документов, анализировать свою проблему с точки зрения наиболее оптимального метода ее решения.

- Что за проблемы сильнее всего на сегодня волнуют тюменцев?

В принципе набор достаточно стандартный для всей территории России. Перове место делят традиционные «камни преткновения» - сферы кредитно-финансовых отношений и жилищно-коммунального хозяйства.

К первому блоку относятся обращения граждан с жалобами на действия служб взыскания банков, коллекторских агентств, а так судебных приставов. Много вопросов возникает у людей, которые в силу изменившихся экономических условий оказываются не в состоянии оплатить взятые кредитные обязательства и рассматривают вариант банкротства. Второй блок – это обращения о неисполнении коммунальными организациями своих обязанностей, вопросы по тарифам на услуги ЖКХ, конфликты в сфере управления между ТСЖ (управляющими компаниями) и жильцами. В некоторых случаях удается решить проблему в досудебном порядке – выйти на диалог с противоположной стороной спора, а в некоторых - мы оказываем поддержку гражданам в суде. 

В решении проблем по обращениям граждан мы тесно сотрудничаем с региональным отделением общероссийской общественной организации потребителей финансовых услуг «ФинПотребСоюз» в части касающейся урегулирования сложных ситуаций в сфере кредитов и с представительством НП «ЖКХ контроль» - в сфере ЖКХ. Особенно хочется отметить высокий профессионализм экспертов этой организации и руководителя ее отделения в Тюмени Александра Степанишина.

Достаточно большое количество жалоб граждан, также связано с трудовыми спорами, в частности невыплатой заработной платы и с нарушениями потребительского законодательства, хотя в этой сфере уровень потребительской грамотности уже достиг минимально приемлемого уровня и степень остроты проблемы частично уменьшилась.  Особняком стоят обращения о неправовых действиях или бездействии представителей органов власти. В работе в с такими заявлениями очень помогает соглашение о взаимодействии, которое было заключено в 2015 году между Общественной палатой Тюменской области и региональной прокуратурой.

- Что бы Вы могли посоветовать человеку, который столкнулся с ситуацией в которой его права ущемлены?

Прежде всего, следовать лозунгу «Никогда не сдавайся!» Нельзя опускать руки и пускать дело на самотек. Именно попустительское отношение к своим правам и интересам порождает халатность и самоуправство на местах – любая проблема решенная в досудебном или судебном порядке – это шаг в сторону выстраивания гармоничной правовой культуры в обществе.

Во-вторых, необходимо адекватно оценивать – действительное или мнимое нарушение прав имеет место быть. Все чаще в профессиональных дискуссиях правозащитников начинают звучать термины «потребительский экстремизм» и «правовой экстремизм». Это, когда человек намеренно обостряет ситуацию, пытается прикрыть корыстный интерес правозащитной риторикой, изображает из себя жертву. С этим явлением надо бороться на уровне менталитета, заниматься просветительской работой.

Ну и наконец, всегда необходимо помнить – предотвратить проблему всегда легче чем решить ее. И главное оружие в этом отношении – знания. Поэтому лучший совет – самостоятельно или в рамках просветительских курсов постоянно повышать свой уровень правовой грамотности, следить за изменениями в законодательстве. Убежден, что быть гражданином – значит знать законы своей страны, следовать им и уметь отстаивать свои интересы в рамках правового поля.

 

Спасибо! 



Добавить новый комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:
Защитный код: