Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

Одаренные дети – кто они?

Шведова Марина Федоровна
Член Общественной Палаты Тюменской области, председатель Коллегии по образованию Общественного совета г.Тюмени.

17 февраля 2016

Одаренные дети – кто они? Свободная энциклопедия (Википедия) объединяет понятия «одаренные дети» и «вундеркинды», определяя их как «дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста».

Хочу сразу сказать, что тема одаренных детей близка мне не в контексте моих научных интересов, к ней я обратилась, работая в Комиссии по образованию, науке и инновациям Общественной палаты Тюменской области и состоя в Альянсе СО НКО. Соответственно и размышления мои основаны не на глубоком теоретическом базисе (хотя тяга к теоретическому обоснованию присутствует), а в большей степени на анализе существующего в Тюменской области практического опыта работы в данном направлении.

Подходы к природе детской одаренности – различны, при этом психологи классифицируют их в двух противоположных направлениях: первое предполагает, что каждый ребенок по-своему одарён; второе рассматривает одарённость детей как дар «свыше», которым наделены только избранные. Какие-то, на мой взгляд, слишком категоричные формулировки у этих подходов.

Спросите любого родителя: «Ваш ребенок одаренный?», большинство ответит «Да», однако при этом добавляя «Он у меня такой талантливый, разносторонний, занимается и пением, и фехтованием, и шахматами!» и пр.,пр.,пр., и лишь единицы добавят «Он у меня вундеркинд!» То есть не всех талантливых детей относят к одаренным, и значит, одаренные дети одарены определенными задатками свыше? Приверженность ко второму подходу в быту порождает выделение категорий детей - «просветленные», саванты, индиго и др. В реальности же, на мой взгляд, происходит слияние обеих теорий в направлении творческой индивидуализации ребенка.

В Тюмени с одаренными детьми работают два специализированных учебных заведения (при этом хочу подчеркнуть, что в школах всех населенных пунктов юга области реализуются программы по одаренным детям): Физико-математическая школа Тюменской области и «Школа одаренных» ТюмГУ.

Комиссия по образованию, науке и инновациям Общественной палаты Тюменской области с осени 2015 г. начала сотрудничество с коллективами этих школ, привлекая преподавателей и обучающихся к участию в мероприятиях: в ноябре состоялся круглый стол на тему «Современная практика выявления и развития одаренных детей: опыт, проблемы, перспективы», в декабре - региональная конференция «Мировое культурное наследие и молодежь. Роль клубов ЮНЕСКО в реализации приоритетов ЮНЕСКО», на которой прошло награждение обучающихся в ФМШ и «Школе одаренных» ТюмГУ.

Среди достижений ребят – победы в Международных и Российских конкурсах, выставках, фестивалях, форумах в Москве (Сколково), Новосибирске, Санкт-Петербурге, за научно-исследовательские работы и изобретения по программированию, информатике, робототехнике («Солнечный двигатель на магнитной левитации», «Робот-наблюдатель удалённых объектов», «Механическая робо-рука»).

Наблюдение за одаренными детьми, общение с педагогами позволяет сделать вывод, что у одаренных явно присутствуют врожденные свойства, и огромным плюсом к этому – труд семьи, педагогов и самого ребенка в формировании среды, в которой задатки, развиваясь, вырастают в творческие способности. При этом, безусловно, среда социализации личности ребенка имеет значение, но вовсе не в однозначной связи с принадлежностью к социальному слою или географией проживания.

В основе одаренности лежит интерес ребенка не к тому «что?» и «где?», а к тому «почему?» и «как?». И потому все одаренные – личности творческие, а творчество это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. В связи с этим работа с одаренными детьми имеет творческое начало, что характерно для наших специализированных школ.

И еще один немаловажный аспект – это эмоциональная радость от того, чем ребенок занимается: если есть радость, удовольствие, то способности будут развиваться, при этом если присутствует коллективная радость, то и способности развиваются эффективнее. Вот что (и как!) пишут на своей страничке обучающиеся в Школе одаренных ТюмГУ: «Вот и закончилась ТРИЗ-сессия в ШкОде. Сегодня был последний день и мы, конечно, спорили, выдвигали, отстаивали, защищали, сомневались, предполагали, ошибались, рассматривали, фантазировали, творили, изобретали.... МЫСЛИЛИ».

Импонирует, что педагоги опираются в своей работе именно на творческую составляющую личности ребенка, при этом не зацикливаясь на каком-то одном аспекте: развитие задатков идет как в естественно-научном и гуманитарном, так и в культурном направлениях. Фомичева Наталья Александровна, директор ФМШ, акцентуирует вектор работы школы: «В приоритете — развитие гармоничной личности.

Вспомним, например, Царскосельский лицей — в каких олимпиадах побеждали его воспитанники? Может, такие факты и были, но я ничего не могу вспомнить. Но какие это были яркие, выдающиеся личности! …В учебно-воспитательном процессе мы стремимся к тому, чтобы наши математические гении успешно проявляли себя в различных сферах жизни и были отлично социализованы».

А вот мнение Марковой Антонины Юрьевны (известной тюменской поэтессы): «В моей жизни состоялось новое знакомство и открытие – мне довелось встретиться с литературно одаренными детьми физико-математической школы. Ребята читали свои произведения и поражали откровенностью и глубиной своей мысли. Физика в них гармонично уживается с лирикой!»

При работе с одаренными детьми формулируются разнообразные предложения, как от общественных, так и от профильных государственных структур. На мой взгляд, здесь очень важно незаформализовать отношение к одаренным ребятишкам. Так, например, предложение о формировании реестра одаренных детей (реестр, сам по себе – достаточно формальный документ) вполне оправдано с точки зрения сохранения стратегического интеллектуального потенциала региона и страны, в целом, и своевременного предотвращения процесса «утекания мозгов», поскольку одаренные дети – это подрастающие члены нашего общества с нестандартным мышлением, способные ставить и продуктивно решать новые задачи, связанные с будущем.

А вот предложения по разработке региональных Программ выявления и развития одаренных – наверно, не столь важны. Ведь если посмотреть сайты школ, то абсолютно во всех школах (во всяком случае, городов и районов юга Тюменской области) наличествуют свои Программы или направления работы с одаренными детьми, разработанные с учетом специфики образовательного пространства каждой школы. В единой же программе обязательно будут присутствовать индикаторы, показатели, критерии, которые неминуемо приведут работу с одаренными к отчетной формализации.

И в заключении хотелось бы заметить, что очень важно следовать педагогическому такту при выявлении одаренных детей. Навешивание ярлыков «одаренный» - «неодаренный», пишет З.Балакирева, зам.директора одной из Муромских школ, может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка. Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения.



Добавить новый комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:
Защитный код: