Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

Описание
Этноним - русские, ед. ч. русский (муж. род), русская (жен. род). Самоназвание - русские; соотносится с названием восточнославянского государства Русь, наряду с которым в памятниках древнерусской письменности употреблялось наименование «Русская земля» («Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, XI в., летопись «Повесть временных лет», XII в. и др. источники).

Антропологические особенности.

Р. относятся к различным вариантам большой европеоидной расы. Варианты возникли в ходе формирования историко-этнической территории русского народа, миграции славянского населения и процесса ассимиляции: в русскую этническую среду вливались представители балтских, финно-угорских, тюркских и др. племён и народов. Физические черты славян сложились на стыке североевропеоидной (длинноголовой, светлопигментированной) и южноевропеоидной (круглоголовой, тёмно- пигментированной) рас.

В результате сложного этногенеза антропологический облик Р. приобрёл специфические черты: Р. - длинноголовые, узколицые, светлоглазые (глаза располагаются ближе к переносью, чем, напр., у монголоидов), у них преобладает светлая кожа, прямые, мягкие, преимущественно светлые (русые) волосы, прямой нос.

Территория проживания - Российская Федерация (столица - г. Москва). Численность в Российской Федерации - 115 889 107 чел. (2002 г.), 111 020 000 чел. (2010 г.) Русские составляют значительную часть населения в странах бывшего СССР: на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Латвии, Киргизии, Эстонии, Литве, Молдавии, Приднестровье, Туркмении. Крупные диаспоры русских есть в США, Канаде, Бразилии, Германии и других странах.

Миграция этноса на территорию Тюменской области.

Первыми на север Западной Сибири для торговли, пушного промысла и сбора дани в XI в. проникли новгородцы. В XV в. состоялось несколько военных походов за Урал (1465, 1472, 1482, 1499, 1500 гг.). Поход дружины Ермака в 1581 г. положил начало присоединению Сибири к Московскому государству. Колонизация края была вольной и правительственной, преследуя две цели: торгово-промысловую и земледельческую.

Первыми переселенцами были военные люди - казаки и стрельцы. Самостоятельно заселяли край крестьяне и промысловики-охотники; он пополнялся русскими вольными людьми, беглыми холопами и ссыльными. После церковного раскола XVII в. к местным старообрядцам прибыли «беглые», сформировав на берегах р. Исеть один из четырёх центров старообрядчества Урало-Сибирского региона.

Состав русского населения, проживающего в Западной Сибири, неоднороден и по времени переселения делится на старожилов и новопоселенцев - представителей различен по историко-культурным корням групп. Старожилов называют коренными сибиряками, чалдонами, а за поздними переселенцами закрепились наименования самоходы, расейцы, лапотники. Формирование русского старожильческого населения происходило в к. XVI - нач. XIX вв.: на рубеже XVI-XVII вв. из Поморья, Архангельской, Вологодской, Пермской, Вятской губерний мигрировавшие в числе др. народов Р. создавали в таёжной полосе Западной Сибири поселения. Пополнялся состав Р. крещеными и ассимилированными представителями различных этносов.

С к. XVII в. зафиксирована государственно регулируемая миграция пашенных (черносошных) крестьян из Поморья, Верхнего Поволжья и Среднего Урала. Крестьянское население края интенсивно формировалось правительством: в 1840-1850 гг. из малоземельных губерний в Тобольскую губернию было отправлено до 50 тыс. крестьян, ставших в Сибири государственными, в конечном итоге они составили 90% населения края.

На рубеже XVIII-XIX вв. затухает процесс переселения Р. из северных европейских р-нов России, появляются переселенцы из Воронежской, Курской, Орловской губерний. В 1-й пол. XIX в. поток переселенцев (теперь уже новопоселенцев) увеличивается: Р. едут в Западную Сибирь из Смоленской, Тамбовской, Орловской, Рязанской, Курской, Тульской, Пензенской и др. губерний. После отмены крепостного права крестьяне европейской части России получили больше возможности для переселения в Сибирь.

К новопоселенцам относятся компактные группы выходцев из западнорусских (Брянской), южнорусских (Орловской, Воронежской, Тульской, Курской) и др. губерний. На рубеже XIX-XX вв. благодаря построенной на территории Западной Сибири Транссибирской магистрали заселялась южная лесостепная зона.

Численность

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в Тюменской области проживало 2 352 063 русских (82,38% населения).
Историческая справка
Этногенез и этническая история. В VI-VII вв. общеславянская народность занимала обширные земли от Адриатического моря на юго-западе до верховьев р. Днепр и оз. Ильмень на северо-востоке. В последующие века славянское этноязыковое единство распадается на три ветви, одна из которых - восточные славяне (древнерусская народность).

История русского народа связана с эпохой становления древнерусского государства, когда в IX в. в результате объединения восточнославянских племён (вятичей, древлян, дреговичей, кривичей, полян, радимичей и др.) возникла Киевская Русь. Укрепление великокняжеской власти сопровождалось вхождением в состав государства угро-финских, балтских и тюркских племён.

Русский народ сложился на базе двух основных этнических компонентов: славянского генотипа с языком и культурой восточного славянства, послужившими основой русского языка и русской культуры; угро-финского субстрата, оказавшего определённое влияние на формирование физических черт русских людей, на их традиционные верования. Р. длительное время проживали чересполосно с угро-финскими племенами (весь, мурома, мещера, меря, голядь балтийского происхождения) в Волжско-Окском междуречье.

Перемещение политического центра Руси севернее и северо-восточнее Киева, объединение с к. XIII в. русских земель вокруг Москвы привели к формированию ядра русского этноса и его этнического ареала на территории Восточной Европы. Этот процесс завершается выделением из древнерусской народности русского народа, освоением Поморья (территории, расположенной в бассейнах pp. Северная Двина, Онега, Печора) и земель вплоть до Уральских гор, становлением к нач. XVII в. централизованного государства. Освоение русскими переселенцами территории всей Восточно-Европейской равнины, Приазовья, Причерноморья, Крыма, Северного Кавказа, Урала, Сибири и Дальнего Востока завершило формирование этнического пространства Р.

Язык. Письменность.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации и родной - русского народа. Принадлежит к наиболее распространённым языкам мира; является средством межнационального общения народов России и стран СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков ООН. Относится к славянской группе индоевропейской языковой семьи (восточнославянская подгруппа).

Русский алфавит сформировался на основе старославянской азбуки кириллицы, созданной просветителями Кириллом и Мефодием из греческого уставного письма (с добавлением букв для славянских фонем). Он прошёл длительный путь усовершенствования, связанный с упрощением написания букв и печатной графики, узакониванием новых правил орфографии.

Становление русского языка охватывает несколько периодов: VII-XIV вв. - древнерусский (восточнославянский), уходящий корнями в протославянский язык, характеризующийся полногласием (берёза, железо), исконной лексикой (радуга, куст, дешёвый) и др. чертами; на его основе в X в. возникает письменность с алфавитом на основе кириллицы, её графическими разновидностями были с X в. - устав, с XIV в. - полуустав, с к. XIV в. - скоропись, применявшаяся в деловых документах и бытовой переписке.

Влияние разговорной речи привело к сложению русского извода старославянского языка - церковнославянского языка, выполнявшего в эпоху Средневековья у славянских народов роль литературного языка, что в конечном итоге привело к литературному двуязычию в Киевской Руси (в церковной литературе и богослужебной практике - церковнославянский язык, в светской литературе и в повседневной речи - древнерусский).

Древнерусский язык, сложившийся на основе киевского койне, заимствовал из церковного языка абстрактную лексику и фразеологию, терминологию из области культуры, науки, просвещения, христианской религии (существо, бытие, время, сознание, ложь во спасение, земля обетованная, иже с ним и т. п.). Следует учитывать и тесные языковые контакты с балтскими, тюркскими и угро-финскими племенами и народами, оказавшими в период существования Киевской Руси и в дальнейшем влияние на древнерусский и русский языки.

Светская письменность, деловая и бытовая речь обогащаются благодаря влиянию народного поэтического творчества. В XI-XIV вв. в древнерусском языке произошли изменения общеславянского характера: утрата редуцированных ъ и ь (XII—XIII вв.), образование основных типов склонения, исчезновение некоторых форм прошедшего времени глагола (имперфект, аорист) и др.

В связи с феодальной раздробленностью, усилившей диалектные различия, и распадом древнерусской народности утратил единство и древнерусский язык, из которого выделились три близкородственных и вместе с тем самостоятельных языка - русский, украинский и белорусский. От киевской эпохи наследуется литературное двуязычие. На территории Московской Руси (XIV-XVII вв.) оформились две диалектные зоны - севернорусское и южнорусское наречия.

В среднерусских говорах ведущую позицию стал занимать говор Москвы - столицы централизованного Русского государства. Фонетический и грамматический строй языка приблизился к современному языку. Вместе с тем для письменного языка характерно отсутствие единых устойчивых норм.
Становление русского языка начинается с XVII в.; в период сложения русской нации этот процесс характеризуется преодолением языковой архаики, стилистической пестроты, литературного двуязычия (сближение литературного языка с разговорным), тенденцией к выработке единых норм.

«Печатная» культура сменяет рукописную традицию, литература, письменность становятся светскими, а церковная литература обслуживает сферу религиозной обрядности. В 1708 г. произошло разделение гражданского и церковнославянского алфавита. На фоне просвещения, реформ и научно-технических потребностей интенсивно развивается специальная терминология, фонд которой теперь постоянно пополняется из европейских и азиатских языков (в нач. XVIII в. терминология заимствовалась из немецкого языка; во 2-й пол. XVIII-XIX вв. - из французского языка, а с сер. XX в. она заимствуется преимущественно из английского языка). В XVIII в. лексическая и стилистическая пестрота потребовала выработки единых норм литературного языка (теория и практика М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, Н. М. Карамзина и др.)

Создание русского литературного языка с общенациональными нормами происходило в XIX - нач. XX вв. Эпоху современного русского литературного языка открывает творчество А. С. Пушкина, который, взяв за основу русский народный язык, объединил в целостную систему разнообразные языковые слои (народный разговорный, церковнославянский, западноевропейский).

С пушкинской эпохи начинают складываться функциональные стили (художественный, публицистический, научный и др.), литературные нормы - фонетические, грамматические и лексические, при этом лексический фонд постоянно обогащается. В развитие русского литературного языка большой вклад в XIX в. внесли писатели А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др., в XX в. - общественные деятели, представители науки и культуры, театра, радио, телевидения, СМИ.

Современный русский язык представлен рядом стилистических, диалектных и др. разновидностей, объединённых фонетической и грамматической системой, базовым словарным составом. Их общим регулятивным механизмом является литературный язык в его письменной и устной формах.

Духовная культура.

Духовные доминанты русской культуры сложились исторически; её многовариантность и целостность центрируется общерусской (духовноцентричной) картиной мира, ментальными традициями (понятие «русской души»), идеями коллективизма (многовековой общинный склад быта и бытия) и «соборности» (мистическое восприятие мира как единого универсума, причастность ему отдельной личности), воплотившимися в народной и православной культуре, в традиционном искусстве русского народа.

Русский фольклор, с одной стороны, корнями уходит в языческую космоцентрическую религию восточных славян, которую называют «солнечной», «живой», с другой стороны, он испытал влияние христианского мировоззрения, формирование жанровой системы русского фольклора произошло в Средневековье. Распространён героический эпос о былинных богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и др., охраняющих Русскую землю.

Сказочная и несказочная проза (исторические предания и топонимические легенды, народные христианские легенды, былички и др. жанры) удовлетворяла (как и более поздние, бытующие со 2-й пол. XVI в., исторические песни о Пугачёве, Разине, Ермаке) потребностям исторического самосознания, мистическому восприятию всего окружающего мира - одушевлённого и целостного во всех его проявлениях. Народная мудрость (с пониманием ценностного «многоголосия» самой жизни и её духовной составляющей) транслировалась в малых жанрах - пословицах, поговорках, загадках.

Ранние восточнославянские предания и легенды оказали влияние на древнерусское летописание («Повесть временных лет»). Иная сторона фольклора - осмеивающий социальные пороки сатирический театр «Петрушка» - явление русской народно-театральной, ярмарочной праздничной площади, на которой все русские люди, независимо от ранга и сословной принадлежности, были равны перед народным многоголосием и смехом. В настоящее время жанры и виды фольклора распространены в русской городской и сельской среде; некоторые жанры утрачивают активное бытование или исчезают, напр., былины, исторические песни.

Рождественско-новогодний цикл обрядов, приуроченный к периоду зимнего солнцеворота, назывался святками и наполнялся обрядами, направленными на обеспечение плодородия и благополучия в новом году (рождественское и новогоднее колядование и др.). В период между Новым годом и Крещением девушки гадали, пели песни, практиковалось ряженье. Цикл обрядов завершался в рамках православной обрядности Крещением с обязательным крестным ходом на «Иордань», т. е. к специально подготовленной на местном водоёме проруби, символизирующей Крещение Христа (шли за святой водой, при этом крепкие мужчины купались в ледяной воде).

Праздники весеннего цикла открывала Масленица, предшествовавшая длительному посту и Пасхе. Масленица - весёлое гуляние, сохранившее атрибуты двух древних культов - плодородия и почитания предков, покровительствующих живым родичам в изобилии, процветании, поэтому на Масленицу обязательной была праздничная обильная и жирная еда: блины, мясные блюда и др. Русские забавы в дни Масленицы: катание с горок, хождение в гости на блины, игры в снежки, «взятие снежного городка».

Для встречи весны пекли из теста булочки в виде птиц («жаворонки»), совершали др. обрядовые действия, напр., окуривали домашний скот (оберег). В Пасхальную неделю Р. «христосовались», обменивались поцелуями и дарили друг другу пасхальные яйца, молодёжь устраивала массовые игры (лапта, городки), водила хороводы. В конце весеннего цикла была Троица (50-й день от Пасхи), означавшая переход к лету. В это время гуляли в лугах и лесах, украшали церкви и дома растительностью, берёзовыми метками.

В XIX в. отмечали ещё и женский праздник Семик (он приходился на четверг перед Троицей), завершавшийся пиром. Летняя купальская обрядность (дни праздника Ивана Купалы) включала разжигание костров, игры с обливанием водой, символические похороны Костромы, собирание целебных трав. Цикл заканчивался Петровым днём (29 июня по старому стилю): впереди ожидалась летняя страда и осенний сбор урожая.

На рубеже XX-XXI вв. в связи с изменениями, произошедшими в общественной жизни страны: устранением запретов, существовавших в советское время, появлением в большом количестве литературы по «белой» и «чёрной» магии и т. д., активно проявляет себя практика договоров - традиционных («присушки», «на измену» и т.д.) и новых, актуальных («заговоры на торговлю»), большое значение приобретают лечебные заговоры. Многие традиционные обряды модернизируются, как и вводятся новые - под воздействием общемировых, в т.ч. глобализационных процессов.

Религия

Религия – традиционно - православные, в т. ч. староверы / старообрядцы / «двоедане», хотя число воцерковленных небольшое. Среди Р. есть атеисты, католики, протестанты, мусульмане и др. Православие в византийской традиции утвердилось в Киевской Руси в 988 г., наследовалось Московской Русью и Российской империей в качестве господствующей религии.

Сибирская и Тобольская епархия создана в 1620 г. Введение епархии (некоторое время - митрополии), строительство храмов и монастырей решало многие задачи, в т.ч. миссионерские.

В 1887 г. православными считали себя 70% населения Тобольской губернии. На территории губернии сформировался культ местных чудотворных икон, где наиболее известной и почитаемой является «Абалакская икона Божией Матери» («Богоматерь Знамение Абалацкая»), которая во время гражданской войны оказалась за рубежом. Восстановление православных традиций подтверждается ростом православных приходов на юге Тюменской области (в 2012 г. - ). Кафедральные храмы - Софийский Успенский (в Тобольске) и Знаменский собор (в Тюмени).
Кухня
Рацион Р. состоял из хлеба (выпекался из ржаной, пшеничной, овсяной и ячменной муки), мучных и крупяных изделий, мясных и рыбных блюд, молока и молочных продуктов, грибов, ягод, орехов, овощей и трав. На рубеже XIX-XX вв. «вторым хлебом» становится картофель.

Пища регламентировалась конфессиональными традициями вплоть до нач. XX в. Круглые хлеба из кислого теста выпекали в русской печи на поду, в основном это был хлеб из ржаной муки. Пекли пироги с начинками, оладьи, блины, к праздникам - сдобные пироги.

Традиционными блюдами были щи, похлёбки из круп (жидкие блюда), кисели (овсяные или ржаные, гороховые), каши. Повседневным напитком считался квас, приготовленный из муки и пшеничного, ячменного солода; кисель; к праздникам варилось хмельное пиво.

Широко бытовала (и бытует в XXI в.) традиционная окрошка на хлебном квасе со свежими огурцами, редиской, редькой, варёным картофелем, измельчёнными яйцами, зелёным и репчатым луком и укропом, заправляемая сметаной. Овощные блюда состояли из свежей и квашеной капусты (она же шла в свежие или кислые щи), моркови, свёклы.

Ели пареную репу, варили из неё похлёбку (позже её вытеснил картофель). Использовалось растительное (постное) масло, льняное - на севере, конопляное - на юге России. Потребление мяса ограничивалось постами, оно шло в пищу копчёным, вяленым, в похлёбках и в жарком, в мясных пирогах и студнях. Из свинины готовили ветчину - окорока. В XIX в. ежедневным в русском быту становится чай.

Обрядовые блюда: пироги, блины, пасха, крашеные яйца, караваи, пряники (свадебные), куличи, кутья (её готовили для поминок из недроблёных зёрен пшеницы или ячменя, позже - риса, заправляли мёдом сытой).

Р. в Сибири питались традиционно и с учётом местных условий. Знаковым сибирским блюдом Р. становятся пельмени с разными начинками. Летом потребляли больше молока, молочных продуктов в сыром, топлёном, квашеном виде.

Зимой молоко замораживали, а в рождественские дни обязательно готовили ставшие ритуальными сырчики - замороженные колобки (или лепёшки) из сладкого творога. На зиму заготавливали рыбу (вялили, сушили), запасались грибами, ягодами, а на севере - кедровыми орехами.

Кроме того, на праздничных столах появляются блюда из др. национальных кухонь: плов, шашлыки, манты, спагетти, бутерброды (вместо традиционных пирогов) и др.
Традиции, культура
Традиционные поселения

Традиционные поселения - остроги - укреплённые пункты, небольшие крепости, обнесённые оградой из брёвен-кольев; города - административно-культурные центры с мещанским, торговым, крестьянским и ремесленным людом, с укреплённым центром, который радиально или концентрическими кругами окружали улицы; сёла - крупные крестьянские поселения с церковью, площадью для общинного схода; слободы - . XII в. поселения с хозяйственной и военно-государственной функцией, население которых позднее стало освобождаться от повинностей; погосты - административно-культурные центры групп деревень, с храмом и приходом; деревни - небольшие крестьянские поселения; починки, выселки - мелкие поселения, разрастающиеся затем в крупные.

Планировка сельских поселений соответствовала хозяйственной деятельности и социальной структуре общества с общинным землевладением: в больших селениях усадьбы крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство, центрировались вокруг церкви, площади, волостного правления, где располагались также школы, лавки и дома зажиточных селян. Отдельно от домов на свободном месте стояли риги, овины; бани располагались ближе к воде; на открытом пространстве устанавливалась для общего пользования ветряная мельница. Большинство жилых и общественных построек Р. возводили из дерева.

Традиционное жилище в деревне и городе - усадьба с жилым домом и хозяйственными постройками. В северных и центральных р-нах России преобладал сруб, на юге - землянка, наземная постройка с глинобитным полом. Печи длительное время не имели дымоходов и труб. Из камня и кирпича вначале возводились некоторые храмы и крепости, в XV-XVII вв. получили распространение жилые двухэтажные (из кирпича + дерева) дома, принадлежавшие купцам и зажиточным крестьянам.

Типичным жильём крестьян была изба, значительную часть которой занимала печь, напротив (по диагонали) от неё находился чистый передний (красный, святой) угол, где располагались божницы (полки для домовых икон), почётное место хозяина, обеденный стол. Вдоль стен пристраивались широкие лавки. От печи обычно шли два бруса: на одном крепили полати (над входной дверью), на которых спали дети. У входа напротив печи располагалось рабочее место хозяина. На второй брус, от печи к передней стене, навешивали занавесь, отгораживающую рабочее место хозяйки куть.

У печи располагался спуск в подполье голбец. Многокомнатные дома состоятельных горожан, крестьян включали комнату для приёма гостей и отдыха хозяев горницу. К дому пристраивали кладовую и сени, последние могли соединяться со скотным двором. Двор имел навес. Усадьбу огораживали, для проезда - прохода в её внутреннее пространство делали широкие ворота и калитки. Усадьба состояла также из амбаров житниц, погребов, летних изб, дровенников и др. пристроек.

Основными сибирскими поселениями Р. были остроги (укреплённые пункты, обнесённые оградой из острых брёвен) и слободы, выполнявшие оборонительные и земледельческие задачи. Тип жилых построек диктовался имущественным цензом старожилов и новопоселян (бедные строили жилища однокамерного и двухчастного типа, богатые и многосемейные - многочастные), сибирскими природными условиями и хозяйственной деятельностью. Старожилами, выходцами из северорусских губерний, осваивались таёжная и северная лесостепная зоны, где имелся строевой лес.

Вначале строили зимовья и однокамерные избы, двухчастные строения (изба - сени), затем заменяли их добротными рублеными многочастными жилыми строениями на высоком и среднем по высоте подклете, как было принято на европейском Севере, в Поморье; усадьбы замкнутого типа были с крытым или полукрытым двором (к зиме двор могли закрывать жердями и сеном). В тундре (Березовский уезд) при дефиците строительного материала срубы до половины засыпали землёй, убирая лишние проёмы.

Русских промысловиков, занимающихся охотой и рыболовством, удовлетворял минимум хозяйственных построек; жилище соответствовало требованиям экономии, простоты и функциональности; усадьбы не огораживались. В южной лесостепной полосе, осваиваемой позднее (Ишимский уезд), в жилых и хозяйственных строениях вначале развивались среднерусские и южнорусские традиции, определяемые экономией строительного леса: кровельными материалами могли быть береста, дёрн, даже солома, а жильё строилось на низком подклете; применялись берёзовые брёвна.

В XVIII в. на территориях первоначального переселения уже доминировали двухчастные комплексы (изба - сени), что обеспечивало теплоизоляцию жилья в суровых сибирских морозах. В лесостепной полосе в XVIII в. почти половину всех построек составляли трёхчастные жилища: изба - сени - горница.

Русские сибиряки сохранили иерархию пространства общерусского жилища (передний - красный угол, печной - женский угол), элементы интерьера: полати, голбец, лавки, стол, иконы. С к. XVIII в. массовым явлением стали «белые» печи с тягой. Совершенствовалась архитектоника сибирских домов: появились пятистенки, шестистенки, крестовики. В XIX в. сельские поселения заимствуют городские новшества. Вместо полатей появились кровати. Лавки, скамьи в горнице сменяются диванчиками; она наполняется мебелью, зеркалами, шкафами. Сибирский дом был призван демонстрировать радивость и состоятельность хозяев: пол устилали ткаными дорожками, стол накрывался скатертью, самотканым узорочьем, на подоконниках, в простенках устанавливались горшки с цветами.

Традиционная одежда.

Русская одежда в Средние века отличалась консервативностью. Общерусский мужской костюм (с учётом северорусского варианта) состоял из штанов, штанов с широким шагом портов, туникообразной рубахи, подвязанной поясом, с разрезом ворота посередине груди (позже сменилась короткой косовороткой с разрезом ворота слева). Верхняя мужская тканевая одежда - однобортные кафтаны зипун, армяк, шабур. Меховая одежда - свита, кожух, шуба, полушубок, тулуп - защищала от холода; мужской головной убор - валянная из шерсти щапка, позднее её сменил картуз.

Женский наряд составляли сарафан, рубаха, летник. Женская рубаха была более длинной, чем у мужчин; она имела плечевые вставки на рукавах и ворот в сборку, украшавшиеся вышивкой. Ранний сарафан, напр., новгородский, был косоклинным, на смену ему пришёл прямой (сборчатый, на лямках) московский сарафан. В южных областях крестьянки носили понёву, шитую из шерстяной клетчатой ткани. Поверх сарафана надевали кофту с рукавами или без них душегрею и фартук определённого покроя, с украшениями, соответствующими локальным традициям.

Древний женский убор - покрывала и плат (замужние женщины обязаны были укрывать волосы); у северянок со временем появились праздничные высокие кокошники, украшенные жемчугом; девушки носили тканевые повязки, платки, венец (в косы вплетали ленты).

Обувь в сельской местности - плетёные лапти (сапоги у мужчин и коты-галоши у женщин были праздничной обувью), в городе носили кожаные поршни, сапоги. Костюм, обувь и головные уборы несли отпечаток территориальных и сословных различий. В костюме крестьян XIX в. всё чаще появлялись городские виды мужской и женской одежды: пальто, плащ, жилет, камзол, брюки, платье, кринолин, картуз, фуражка, шаль, полушалок, сапоги. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. мода теснит традиционную одежду русских: широко внедряются сюртуки, пиджаки, кофты и юбки, платья городского фасона.

Одежда русских старожилов и новопоселенцев, заселивших Тобольскую губернию, определялась тремя факторами: сибирскими природно-климатическими условиями; традициями, привнесёнными с территорий европейской России, и контактами с коренными народами - ханты, манси, ненцами - на северо-западе региона, татарами - в Тобольском регионе, казахами - на юге губернии.

В натуральном хозяйстве повседневную одежду (для труда) шили сами женщины. На ткацких станках из льна и конопли ткали холсты. Из шкур животных выделывали меха, кожи и замшу. Из шерсти ткали, валяли сукно. У женщин в старожильческих семьях преобладал северорусский костюм: льняная (конопляная) рубаха, домотканый или ситцевый сарафан, кокошник или кичка (повседневным оставался платок); обувь - кожаные черки, праздничные кгтннки; поверх сарафана надевали фартук.

У новопоселенцев, прибывших в Сибирь в ХIХ-ХХ вв., бытовала «парочка» - юбка с кофтой: мужчины носили домотканые штаны и рубаху: повседневная обувь - лапти, позже их вытеснили сапоги. Приспосабливаясь к сибирскому климату, новой обстановке, Р. включали в традиционный комплекс одежды иноэтнические элементы, широко использовали заимствованные у самодийских, угорских и тюркоязычных народов меховую одежду (малица, яга - доха, ягушка, парка), головные уборы из меха (малахай, треух), обувь из овечьих, оленьих, собачьих шкур (унты, ичиги, кисы).

Малахай в к. XVIII в. русские крестьяне включали в праздничный костюм, носили и в будние дни, в сер. XIX в. он превращается в зимнюю дорожную шапку. В дальнейшем из праздничного комплекса Р. он был исключён из-за несоответствия признакам этноидентификации. Старообрядцы вообще не носили малахай; у них бытовали древние виды одежды и обуви: епанечка, кунтыш, однорядка, пониток, высокая мужская шапка, поршни.

Переселенцы как бы заново «изобрели» валяную обувь пимы (сибиризм), их носили уже в 1-й пол. XVIII в., а в повседневный обиход на европейской территории страны валенки вошли в XIX в. Мужским зимним головным убором становится шапка ушанка. Сибиряки были хорошо обеспечены зимней одеждой и обувью; их костюмы отвечали требованиям добротности, практичности и красоты.

Традиционное хозяйство. Ремёсла и производство.

Основное занятие Р. в прошлом - сельское хозяйство, промыслы, ремёсла и торговля. Земледелие - основа традиционного хозяйства. Ещё на ранних стадиях стала господствовать паровая зерновая система, отвечающая запросам натурального хозяйства и климату средней полосы европейской России, с двухпольем, трёхпольем; при трёхпольном севообороте на полях сеяли яровой и озимый хлеб, затем оставляли землю под пар. Ближе к XIX в. ориентация сибиряков на товарную продукцию привела к введению монокультур.

В лесистых р-нах севера практиковалось лесопольное или подсечно-огневое земледелие (лесистые участки разрабатывались под пашню). В степных р-нах европейской части России развилось залежно-паровое земледелие (поднималась целина для получения урожаев). Возделывались зерновые культуры - рожь, пшеница, яровые культуры - кормовой и пивной ячмень, фуражный овёс. Горох сеяли повсеместно, гречиху - в средней полосе и в Сибири, полбу (зерно в пищу, но худшего качества, чем пшеница) - в Поволжье и Приуралье.

Древнейшие культуры у Р. - лён и конопля (для волокна и масла). Картофель был инокультурой, внедрённой российским правительством в к. XVIII в., он получил широкое распространение как сырьё для выработки крахмала и выгонки спирта и имел большой удельный вес в рационе питания Р. Земледелие плужного типа, главным пахотным орудием была деревянная соха; с XVIII в. известна косуля с более крупным лемехом, плужным отрезом и отвалом.

В лесостепной и степной полосе России на тяжёлых землях применялся плуг украинского типа для глубокой обработки почвы, перевёртывания пласта. С к. XIX в. в связи с ростом кооперативов самодельные орудия труда вытесняются кустарными и заводскими (плуги, сеялки, веялки, жнейки и т. д., особенно в местах товарного зерноводства). До этого времени хлеб жали серпом, снимали косой. Мололи зерно на водяных мельницах (известны со времён Киевской Руси, широко стали распространяться с XVI в.) или ветряных мельницах. В XXI в. большинство сельскохозяйственных работ механизировано.

Наряду с земледелием главными занятиями Р. были также рыболовство, пчеловодство, охота, огородничество. Р., поселившиеся в Западной Сибири, вначале добывали в таёжных р-нах пушнину; с XVII в. в лесостепной зоне начало развиваться земледелие (выращивание ржи, пшеницы, овса, ячменя). Русские поселенцы также занимались огородничеством, разводили домашних животных.

Издавна велась добыча и обработка железа. К XVI в. на беломорском побережье, в Поморье, закладывались традиции солеварения, железоделательной промышленности, кузнечного ремесла, пушной добычи и морских промыслов. С XVIII в. видное место в хозяйственной деятельности Р. принадлежит крупному производству, в первую очередь горнозаводскому.

Развивался скорняжный промысел (валяние валенок, выделка звериных шкур и овчины), народные промыслы, напр., тобольская резная кость, изготовление которой известно с нач. XVIII в. и превратилось во 2-й пол. XIX в. в народный художественный промысел. До настоящего времени важное хозяйственное значение имеют промысловая охота, рыболовство, в южных р-нах - животноводство. Сибирские промыслы: сбор кедровых орехов и добывание лиственничной серы.

Социальная организация.

У Р. длительно охранялись большесемейные патриархальные традиции. Большая семья состояла из нескольких семейных нар, совместно владевших имуществом, объединённых хозяйственной деятельностью, жильём и столованием. Во главе большой семьи стоял старший мужчина - большак (его жена - большуха). В XVIII в. в связи с ослаблением традиций натуралыюго хозяйства началось дробление большесемейных объединений на самостоятельные единицы - семьи. Малая семья состояла из двух поколений - родителей и их детей.

Лит.: Голодников К.М. Тобольская губерния накануне 300- летия годовщины завоевания Сибири. Тобольск, 1881; Вильчко Я. 375 лет Тюмени. Тюмень, 1961; Народное хозяйство Тюменской области за 50 лет Советской власти: Стат. сб. Омск, 1967; Из истории промышленного развития Тюменской области: Сб. документов. Свердловск, 1988; Бирюков В.П. Годы и люди земли Тюменской: В 3 ч. Тюмень, 2000; Алексеева Л.В. Экономическое развитие Обь-Иртышского Севера в 1917—1941 гг.: Трансформация хозяйственного уклада. Екатеринбург, 2003; Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII—XX вв.). Тюмень, 2003; Большая Российская энциклопедия. М., 2004; Большая Тюменская энциклопедия: В 3 т. Тюмень, 2004; Природные ресурсы Тюменской области. 1999. Тюмень, 2004; Тюменская область. Природа. История. Экономика. Культура. Тюмень, 2004; Регионы России: Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2005: Стат. сб. М., 2006; Тюменская область: народы, языки, культуры /Под ред. докт. филол. наук, проф И.С.Карабулатовой – Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2007.