Описание
БОЛГ‘АРЫ (самоназвание), народ, основное население Болгарии. Численность в Болгарии 7850 тыс. человек. За пределами Болгарии живёт около 600 тыс. человек, из них 234 тыс. человек на Украине, 100 тыс. человек в США, 88 тыс. человек в Молдавии. Небольшими группами Болгары расселены в России, Румынии, Югославии, Греции, Турции, Венгрии и др. На территории Украины, Румынии и Югославии (Банат) Болгары эмигрировали в основном в 18-1-й трети 19 века, в другие страны переселялись главным образом с конца 19 века до 2-й мировой войны.
Говорят на болгарском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе кириллицы. Различаются две группы диалектов - восточная и западная. Верующие - в основном православные, есть мелкие группы католиков и протестантов; значительна группа мусульман.
Историческая справка
Основную роль в этногенезе Болгар сыграли славянские племена, переселившиеся на Балканы в 6-7 веках. Другие этнические компоненты - фракийцы, обитавшие на востоке Балканского полуострова с эпохи бронзы, и тюркоязычные протоболгары (самоназвание - болгары), пришедшие в 670-е годы из причерноморских степей. Фракийские черты в традиционной культуре Болгар в большой мере прослеживаются к югу от Балканского хребта; в северной и западной областях Болгарии ярче пласт славянской культуры.
Истоки болгарской государственности восходят к славянским племенным объединениям 7 века - Славиниям у византийских авторов. Она получила дальнейшее развитие с образованием политического объединения славян Мисии и протоболгар, принёсших централизованную организацию. Синтез двух социальных традиций положил начало Болгарскому государству. Главенствующее положение в нём заняла первоначально протоболгарская знать, поэтому этноним "Болгары" дал название государству.
С расширением границ Первого Болгарского царства (образовано в 681) в 8-9 веках в его состав вошли новые славянские племена и небольшие группы протоболгар. Сложение славяноболгарского государства, развитие товарно-денежных отношений способствовали консолидации славянских племён и ассимиляции славянами протоболгар. Ассимиляция осуществлялась не только в силу численного преобладания славян, но и потому, что их хозяйственно-культурный тип создавал более широкую и устойчивую основу для социально-экономического развития в условиях Балкан.
Важную для этнического объединения роль сыграло принятие в 865 христианства, а также распространение в конце 9 века славянского письма. В конце 9-10 веке термин "Болгары", означавший прежде подданных Болгарии, приобрёл смысл этнонима. К этому времени процесс этногенеза Болгар и сложения народности в основном закончился.
В период Второго Болгарского царства (конец 12-14 век) культура средневековых Болгар достигла наивысшего расцвета. В конце 14 века османское завоевание привело к деформации социальной структуры Болгар: знать перестала существовать, значительно уменьшился торгово-ремесленный слой в городах.
Носителем этнической культуры до 18 века выступало в основном крестьянство. Язык, обычаи, традиции сельской общины, а также православное вероисповедание выполняли ярко выраженную этнодифференцирующую роль; монастыри выступали хранителями исторической памяти Болгар и их культурного наследия.
Борьба с угнетателями, принимавшая разные формы, поддерживала национальное самосознание. Она нашла отражение в фольклоре (юнацкий и гуйдуцкий эпосы). Часть Болгар подверглась турецкой ассимиляции, другая часть (в Родопских горах), приняв ислам, сохранила родной язык и культуру.
Во 2-й половине 18-19 веке подъём производительных сил, зарождение буржуазных отношений, новый этап в развитии культуры, формирование литературного языка (19 век), развёртывание национально-освободительной борьбы способствовали национальной консолидации Болгар. После победы России над Турцией в войне 1877-1878 болгарский народ обрёл государственность и национальную независимость.
Происходило ускоренное размывание локальных различий в крестьянской культуре, восприятие ею городского влияния. В условиях сильного притока в города сельского населения и уважения к народным традициям отмечается также частичное воздействие сельской культуры на городскую.
Кухня
Этнические традиции устойчивы в пище и режиме питания. Характерно тушение овощей и мяса в острых соусах, жарение мяса на решётке. Важное место в питании занимают хлеб, кислое молоко, брынза, фрукты, прохладительные напитки, кофе, боза (из просяной муки).
Традиции, культура
Женская традиционная одежда - поясная с двумя полотнищами (на севере), с одним полотнищем (локально на юге), сарафан (сукман) в среднем поясе страны и распашная (сая) на юге (сукман и сая - с фартуками). Рубаха на севере с поликами (треугольными вставками), в других районах туникообразная.
Мужская одежда - белосуконная с узкими штанами и горничной одеждой (курткой) до колен или до талии (на западе) и тёмносуконная с широкими штанами и короткой горничной (на востоке). Оба типа - с туникообразной рубахой и широким поясом. В сёлах сохраняются некоторые её модифицированные элементы из фабричных тканей: фартуки, безрукавки, платки, изредка у пожилых - сукманы, широкие пояса и др.
Для традиционного общественного быта характерны обычаи взаимопомощи; патриархальные устои семьи ушли в прошлое.
Много своеобразия сохраняет народная праздничная культура. Новогодние поздравления по старому обычаю - посещение домов родных и друзей, которых похлопывают по спинам украшенной веткой кизила (символа здоровья), приговаривая слова из обрядовой песни. По сёлам Западной Болгарии ходят ряженые парни в зооморфных масках, украшенных птичьими перьями, с бубенцами на поясе - сурвакары (народное название Нового года - Сурва година).
Их сопровождают шуточные персонажи: некоторые из них ("невеста") имели связь с культом плодородия. Праздник заканчивается утром на площади благопожеланиями сурвакаров и общим хороводом. В этих обычаях синтезированы древнеславянские и фракийские традиции.
1 марта Болгары отмечают приход весны, прикалывая к груди мартеницы - поделки из красных и белых ниток (символы здоровья и долголетия). Их носят весь месяц. Воскресенье на масленицу (Сырнице) - день встречи родных в доме старшего родственника. Обрядовым блюдом служит халва. В Восточной Болгарии к этому дню приурочивают кукерские игры (восходящие к фракийским культам плодородия) или переносят их на следующее воскресенье, чтобы побывать с группой ряженых (кукеров) в другом селе.
Красочность масок и костюмов создали обычаю популярность в стране и за рубежом на фольклорных фестивалях. Трифон Зарезан отмечается в честь покровителя виноградников (восходит к фракийскому культу Сабазия-Диониса), Георгиев день - в честь покровителя животноводства.
Расширил сферу бытования старый обычай выплёскивать воду под ноги при всяком начинании (выход молодожёнов, отправление ребёнка в первый класс, открытие нового завода и др.), чтобы дело пошло гладко, как по воде. Непременным атрибутом торжественных встреч в общественном и семейном быту являются хлеб, соль, красный перец и красное вино (красное - символ здоровья), пучок дикой герани (здравец).
Специфичны для Болгар два гражданских праздника: День славянской письменности и болгарской культуры 24 мая, посвящённый составителям славянской азбуки Кириллу и Мефодию и деятелям болгарской культуры; День памяти борцов за свободу 2 июня. Широко известны праздники юмора и сатиры, карнавалы, устраиваемые в городе Габрово, прославившемся своим фольклором.
Л.В. Маркова
Источник: narodru.ru