ПОЛ‘ЯКИ, поляци (самоназвание), народ, основное население Польши. Численность 38,459 млн. человек (1993). За пределами Польши живут в Белоруссии (417,7 тыс. человек), Литве (258 тыс. человек), на Украине (219,2 тыс. человек), Российской Федерации (94,6 тыс. человек), Казахстане (60 тыс. человек), Латвии (60 тыс. человек); США (5,6 млн. человек), Германии (1,5 млн. человек), Франции (1 млн. человек), Канаде (400 тыс. человек), Великобритании (140 тыс. человек), Бразилии (200 тыс. человек), Аргентине (100 тыс. человек), Чехии и Словакии (по 40 тыс. человек), Бельгии (60 тыс. человек) и в других странах.
Общая численность свыше 49 млн. человек. Говорят на польском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - в основном католики, есть протестанты.
Поляки как народ складывался с формированием и развитием древнепольского государства. Его основу составили объединения западно-славянских племён полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Процесс консолидации Поморья с остальными польскими землями был заторможен не только непрочностью политических связей его с древнепольским государством, но и своеобразием его социально-экономического и культурного развития (длительное господство язычества и др.). По говорам близки были поляне, слензане и висляне.
В период политической раздробленности (11-13 века) отдельные польские земли обособились, но культурные и экономические связи между ними не прерывались. В ходе сопротивления немецкой экспансии и преодоления политической раздробленности (13-14 века) осуществлялось объединение польских земель, расширялись и укреплялись связи между их населением. В это же время шёл процесс германизации захваченных немцами западных и северных земель (Нижняя Силезия, Поморье, Мазурия, Западная Великопольша).
В 14-15 веках объединение земель польского государства способствовало процессу национальной консолидации Поляков, усилившемуся в 17 веке. В рамках многонационального государства - Речи Посполитой (образована в 1569 Люблинской унией с Великим княжеством Литовским) - происходил процесс консолидации польской нации. Этот процесс осложнился с конца 18 века в связи с тремя разделами Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795) между Россией, Австрией и Пруссией и утратой единой польской государственности. В конце 18-19 веке в сохранении и росте национального самосознания Поляков выдающуюся роль сыграли национально-освободительные движения (восстания 1794, 1830-31, 1846, 1848, 1863-64); польский народ сохранял приверженность родине, родному языку и обычаям.
Но политическая разобщённость Поляков сказывалась на их этнической истории. Ещё в 19 веке существовало несколько групп Поляков, различавшихся диалектами и некоторыми этнографическими особенностями: на западе - великополяне, ленчицане и серадзяне; на юге - малополяне; в Силезии - слензане (слензаки, силезцы); на северо-востоке - мазуры и вармяки; на побережье Балтийского моря - поморяне.
В группу малополян входили гурали (население горных районов), краковяне и сандомирцы. Среди силезцев различались ляхи, силезские гурали и другие группы. К великополянам относились куявяне, а к мазурам - курпи. В Поморье особенно выделялись кашубы, сохранявшие специфику языка и культуры (иногда их считают особой народностью). С ростом промышленности и урбанизацией, особенно с конца 19 века, различия между этими группами стали стираться.
После 1-й мировой войны 1914-18 образовалось независимое польское государство, в которое не вошли многие северные и западные польские земли. Создание единого государства стало основой этнической реинтеграции групп населения, разобщённых в период разделов. Воссоединение Польшей её северных и западных земель наступило лишь после 2-й мировой войны 1939-45. В стране произошли значительные перемещения населения. В западных районах Великопольши, в части Силезии, Поморья и на Мазурии, откуда выехали немцы, среди местных Поляков поселились Поляки из других частей Польши, СССР, Югославии, Румынии, западно-европейских стран. Польша стала страной с почти однородным национальным составом населения.
Поляки сохранили немало традиционных способов приготовления пищи. В горных районах делают фигурные сыры, кислый освежающий напиток из молока. Распространены кислые похлёбки - жур (из муки, заквашенной на воде), квасница (из квашеной капусты), баршч (из квашеной свёклы) и др. Первые блюда приправляют салом, маслом, сметаной; баршч готовят с ушками - тесто с начинкой из мяса или грибов, жур - с колбасой.
Распространённое блюдо - бигос из квашеной или свежей капусты, которую тушат с мясом или колбасой, луком, грибами, яблоками, лавровым листом. Большое место в питании Поляков занимают блюда из картофеля, молоко, творог, сыр и др. Польская кухня славится кондитерскими изделиями - свадебное и новогоднее печенье в виде птиц и животных, пряники, торты, пирожные и т.п. В некоторых деревнях пекут свадебный "каравай". Обычные напитки - чай, кофе из злаков и чёрный.
Большинство Поляков носят современные костюмы. Традиционную народную одежду надевают в части деревень по праздникам. Разнообразны и красочны традиционные костюмы крестьян, приезжающих из различных районов на праздник урожая, другие общенародные торжества. Более чем в других районах традиционная одежда сохранилась в окрестностях города Лович и в горах, где крестьяне носят её повседневно. Для ловичского костюма характерны полосатые ткани; из них сшиты юбки, передники, женские накидки, мужские штаны.
Сохранилась верхняя мужская одежда - сукман. В горах мужчины носят короткую льняную рубаху с запонкой из серебра или иного металла, штаны из белого сукна, украшенные сердцевидным узором, широкий кожаный пояс, короткую куртку (цуху) из белой шерсти. Крестьянки носят юбку из узорной или однотонной ткани, рубаху, безрукавку. Зимняя одежда гуралей - кожухи.
Своеобразен краковский костюм: женская юбка из ткани в цветочек, передник тюлевый или полотняный, поверх рубахи - суконный или бархатный корсаж, украшенный золотым или серебряным шитьём, металлическими пластинками и др.; мужской - рубаха с отложным воротником, штаны в полоску, синий кафтан с богатой вышивкой, из головных уборов (тёплые меховые шапки, шляпы и др.) интересна конфедератка, подобная головному убору польских военных.
Семья преимущественно малая (простая), менее распространена расширенная (сложная) семья. В 19 веке встречались сложные "отцовские" семьи из супругов- родителей, их сыновей с жёнами и детьми и "братские", объединяющие несколько братьев с жёнами и детьми. Из старинных обычаев сохранились некоторые семейные (например, свадебные) и календарные.
Традиционный свадебный цикл включал в прошлом сватовство, сговор (на нём договаривались о приданом и др.), обручение, венчание, свадебное пиршество. На свадьбе противостояли две "дружины" - жениха и невесты, состоявшие из их родственников и друзей. В современной свадьбе многие старые обряды уже не выполняются, остальные носят главным образом игровой характер. Сохранился обычай иметь дружек, но дружины жениха и невесты стали немногочисленными. По традиции заботятся о том, чтобы свадебный пир был обильным, в некоторых сельских районах к нему пекут ещё обрядовый хлеб - "колач", "каравай", мелкое фигурное печенье.
Похоронная обрядность Поляков сократилась, но, как и ранее, носит двойственный характер - семейно-родственный и общественный. Во всей Польше ежегодно 2 ноября отмечают День поминовения: в костёлах служат панихиды, все стремятся посетить могилы своих родственников, даже если надо для этого приехать издалека. На могилах и перед памятниками на улицах и площадях зажигают свечи и лампады.
Из календарных зимних праздников особенно почитаемы рождественские - "Годы"; в их обрядности прослеживаются элементы аграрной и скотоводческой магии, культа предков. Канун Рождества - сочельник и первый его день считаются семейными праздниками. Принято в сочельник собираться в доме родителей или в кругу своей семьи. К этому дню наряжают елку. На ужин обязательно готовят рыбные блюда, вся остальная пища тоже постная. Перед едой сотрапезники разламывают облатни, одаривают ими друг друга, желая счастливого нового года, здоровья, удачи.
Пища в первый день Рождества должна быть обильной и состоять преимущественно из мясных блюд. На Рождество дети получают подарки, якобы от Святого Миколая. В прошлом в рождественские праздники и на Новый год колядовали. Сейчас колядуют не повсеместно, колядниками бывают мальчики, а сам обряд превратился в игру, увеселенье. В том же значении бытуют святочные и новогодние гадания, выступления ряженых.
Славится общественными гуляниями польский "карнавал" - масленица. На Масленицу в последний четверг перед постом едят специально к этому дню выпеченные пончики, оладьи, пышки. Главный весенний праздник "Вельканоц" - Пасху Поляки отмечают очень торжественно, как и в старину: к Пасхе красят яйца, выпекают обрядовый хлеб, которые освящают в костёле, готовят разнообразную праздничную пищу.
Сохранились отчасти ещё обычаи хождения ряженых по дворам и обливания водой в пасхальные понедельник (девушек) и вторник (юношей). Некоторые традиционные народные праздники имеют иное значение, чем прежде. Например, дожинки стали всенародным праздником урожая. Отмечают новые праздники - День моря, День шахтёра, День ребёнка и др.
В Польше живы традиции народного творчества: скульптура, резьба, живопись на стекле, вырезание выцинанок - узоров из бумаги, вышивка, керамика, ткачество и плетение. Народные мотивы используют в своём творчестве многие художники-профессионалы. Богато устное народное творчество (обрядовые, календарные, лирические, семейные, трудовые песни, легенды, баллады, басни, сказки, пословицы и др.).
Польские народные танцы - полонез, краковяк, мазурка и др. в переработанном виде распространились во всей Европе. Народные танцы, песни и музыка вошли в репертуар современных профессиональных и самодеятельных коллективов. Народные танцевальные и песенные мелодии звучат в произведениях польских композиторов.
О.А. Ганцкая
Источник: narodru.ru