Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль? | Регистрация

Войти через социальные сети

«Контрольная работа. Кто поставит оценку власти?»

Дискурс о проблеме общественного контроля над органами власти не теряет своей актуальности вот уже более 10 лет. Раньше его участниками были профессиональные политологи, сегодня пришло время практической реализации идеи и на сцену вышли политики и общественные деятели, а внимание аудитории занимает уже не столько необходимости введения процедур общественного контроля, сколько эффективность этих процедур. Основные аспекты осуществления общественного контроля закреплены на законодательном уровне, но кадры, по-прежнему «решают все».

Подробнее >>

Материалы

Термины по теме общественного контроля

Термины

Общественный контроль - деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Общественный мониторинг -  постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Общественная проверка -  совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами. Срок проведения общественной проверки не должен превышать тридцать дней.

Общественный инспектор - гражданин, привлеченный на общественных началах для проведения общественной проверки. Общественный инспектор при проведении общественной проверки пользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами, установленными законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок проведения общественных проверок в отдельных сферах государственного управления, в том числе правом получать информацию, необходимую для проведения общественной проверки, подготавливать по результатам общественной проверки итоговый документ (заключение) и участвовать в его подготовке, а также высказывать особое мнение в итоговом документе.

Общественная экспертиза - основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Срок проведения общественной экспертизы не может превышать сто двадцать дней со дня объявления о проведении общественной экспертизы, если иное не установлено федеральными законами.

Общественное обсуждение - используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

Общественные (публичные) слушания -  собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу,

Мониторинг СМИ по теме общественного контроля

Владимир Путин принимает участие в юбилейном пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации, посвященном десятилетию создания этого института гражданского общества.

А.Бречалов: Владимир Владимирович, Вы совершенно справедливо упомянули функцию общественного контроля. Мы как раз с коллегами, обсуждая эту тему вчера, говорили, что можно придумать любые правовые конструкции, ограничения соответственно бюджетов и так далее. Но, наверное, наиболее полезной и действенной, имеется в виду на практике, функцией будет, когда общественные палаты будут выполнять региональные функции общественного контроля и по итогам, может быть, каждого года приглашать главу региона и главу города обсуждать те самые бюджеты, те самые результаты по СМИ, которые мы получаем.

В продолжение этой темы - год у нас действует закон об основах общественного контроля в Российской Федерации. Я хотел бы предоставить слово члену Общественной палаты Пермского края Светлане Денисовой.

С.Денисова: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Прошёл почти год, как действует Федеральный закон об основах общественного контроля в Российской Федерации. Складывается правоприменительная практика; надо сказать, что есть положительные примеры. Например, у нас при Общественной палате Пермского края действует региональная группа общественных наблюдателей. По утверждённым методикам они проводят общественные проверки в стационарах больниц, в интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах. По результатам этих общественных проверок составляются акты, они направляются в администрацию учреждений, ведомства. Я хочу отметить, что администрации учреждений, ведомства Пермского края внимательно прислушиваются к мнению общественных наблюдателей.

В качестве примера я хочу привести, что буквально на прошлой неделе у нас было заседание нашей комиссии по общественному контролю вместе с общественными наблюдателями, вместе с представителями Министерства здравоохранения и социального развития Пермского края. Мы обсуждали выезды, как раз было три выезда в стационары больниц, в районные больницы.

Общественные наблюдатели замечают те вещи, которые, к сожалению, не видят официальные проверки. Для нас было очень важно, когда представитель Министерства здравоохранения нам сказал: "Вы знаете, у них незамыленный взгляд. Я бывала в этих больницах, но я не видела этого. Они видят с точки зрения прав пациента и с точки зрения удобства нахождения пациента в этих учреждениях".

РАНЕЕ ПО ТЕМЕ

Но, как всегда бывает, есть и проблемы применения этого закона. На форумах сообщества, которые проводит Общественная палата Российской Федерации, мы вместе с коллегами из региональных общественных палат, с гражданскими активистами обсуждали вопрос формирования общественных советов при региональных органах власти, и надо отметить, что зачастую бывает так, что формируют эти советы сами ведомства, а людей они туда подбирают, "удобных" для себя.

В.Путин: А Вы как хотели, конечно!

С.Денисова: И, собственно говоря, говорить о функции общественного контроля со стороны этих советов уже не приходится. А я позволю себе напомнить, уважаемые коллеги, что по закону об общественном контроле общественные советы у нас тоже являются субъектами общественного контроля.

Вот сегодня Александр Владимирович уже сказал, что подготовлены новые законопроекты о формировании общественных советов при федеральных органах власти. Мы надеемся на положительную практику применения этих изменений, очень надеемся, что будет проведён мониторинг того, как это будет.

Наше предложение заключается в том, что если всё‑таки это будет положительная практика, все эти изменения дадут результат, то рассмотреть целесообразность внесения изменений в статью 13-ю закона об общественном контроле в части формирования именно и региональных, вернее - общественных советов при региональных органах власти. Нам всё‑таки видится, что региональные общественные палаты должны принимать более активное участие в формировании…

В.Путин: Да, а как это сделать, у Вас идеи есть какие‑то, как сформулировать это? Это непростая задача.

С.Денисова: Есть.

В.Путин: Давайте. Я с Вами согласен полностью, это непростая задача. Естественно, орган власти: или федеральный орган власти, либо региональный, - когда формирует общественную палату, что греха таить, мы же все люди, назначь Вас министром, Вы будете формировать общественную палату - Вы что, критиков туда пригласите? Нет, Вы пригласите людей, которые говорят вам приятные вещи, или как минимум благожелательных экспертов, мнение которых можно использовать вовне и для себя, чтобы учесть. Умный человек так сделает. Но людей, настроенных критически, Вы вряд ли вообще пригласите.

Но нам не нужно создавать боевые действия вокруг региональных органов власти, но нужна совершенно точно независимая хорошая, открытая экспертиза всех решений, которые принимаются на уровне регионов, - чрезвычайно важная вещь. Россия, да и любая страна живёт регионами, поэтому от качества работы управленческих команд регионов очень многое зависит. И в этом смысле общественный контроль чрезвычайно важен на этом уровне. Но как сформулировать эти требования к общественным советам, давайте свои предложения. Очень важный вопрос.

А.Бречалов: Владимир Владимирович, мы посмотрим, как у нас будет реализован новый формат формирования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Если он даст ожидаемые положительные результаты и практику, то попробуем адаптировать это на региональном уровне.

А что касается федерального порядка, то здесь, Вы очень верно заметили, есть принцип двух ключей. Чтобы не создавать постоянное напряжение для министра, есть право министра согласовать тех кандидатов, которых, в частности, будет представлять Общественная палата России и экспертный совет при Открытом правительстве. Наверное, вторым шагом мы вернёмся к теме формирования общественных советов при региональных органах исполнительной власти.

В.Путин: Хорошо.

http://www.rg.ru/2015/06/23/stenogramma.html

Дополнительно

https://www.oprf.ru/press/news/2015/newsitem/30987

https://www.oprf.ru/blog/?id=1786

http://rusrand.ru/actuals/obschestvennyj-kontrol-v-rossii

http://www.garant.ru/article/544004/

2 этап - Экспертное обсуждение
Экспертные мнения
0
0
Буженко Игорь Викторович Буженко Игорь Викторович
Председатель ТОО Всероссийского Профсоюза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

На мой взгляд, переход статуса из «эксперта» в «общественного эксперта» происходит в том случае, когда поимо высочайшей компетентности и полного соответствия вышеуказанному определению, человек обладает рядом характеристик, важнейшей из которых будет «обладающий общественным доверием», или, говоря современным языком «социальным капиталом».  читать целиком
0
0
Юрьев Артур ЮрьевичЮрьев Артур Юрьевич
Член Исполкома Общественной палаты Тюменской области

По крайней мере, что касается общественного контроля в сфере строительства и ЖКХ могу сказать смело, что эксперты к счастью имеются. Плюс ко всему непосредственно у Центра общественного контроля в сфере ЖКХ подписано соглашение о сотрудничестве с лицензированной экспертной организацией имеющей большую положительную судебную практику защиты своих экспертных заключений.  читать целиком
0
0
Николай Когошвили Николай Когошвили
Председатель общественного совета при Департаменте имущественных отношений Тюменской области

По моему мнению, эти люди уже входят в состав областной общественной палаты. Как известно, любая общественная палата формируется из граждан, имеющих особые заслуги перед обществом и государством, представителей общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, и они безусловно прекрасно разбираются не только в вопросах своей сферы, но и могут выступать как компетентные лица в вопросах, которые связаны с тем, где и как необходимо применять общественный контроль.  читать целиком
0
0
Владимир Ильич УльяновВладимир Ильич Ульянов
Депутат Тюменской областной думы

Федеральный закон не устанавливает обязательных требований к общественному эксперту. Отбор кандидатур для включения в состав общественных экспертов осуществляется организатором общественной экспертизы  читать целиком
0
0
Морозов Михаил ВладимировичМорозов Михаил Владимирович
Председатель общественной наблюдательной комиссии Тюменской области по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания

Предполагаю что есть. Институты общественного контроля только создаются и поэтому вопрос обучения стоит задачей №1, гражданского общества. Я знаю многих, кто проходил какие либо семинары-тренинги, обучения в области общественного контроля, в основном в местах принудительного содержания.  читать целиком
3
0
Кошелев Дмитрий ЕвгеньевичКошелев Дмитрий Евгеньевич


Напрашивается встречный вопрос: а кому и зачем нужна общественная палата? Кто и каких позитивных изменений ожидает от неё?  читать целиком
6
0
Нестерук Виктор ОлеговичНестерук Виктор Олегович


Да, в Тюменской области существуют эксперты, подготовленные к решению вопросов общественного контроля. Причем появились такие люди задолго до появления закона об общественном контроле. В первую очередь это журналисты, люди, которые по роду своей деятельности одними из первых сталкиваются с существующими в обществе проблемами.  читать целиком
4
0
Ефремов Иран МихайловичЕфремов Иран Михайлович
Председатель Комиссии по правозащитной деятельности Общественной палаты Тюменской области.

Представляется, что вопросы вынесенные в качестве первых двух пунктов общественного обсуждения могут быть разрешены посредством обращения к соответствующей законодательной базе.
  читать целиком
1
4
Александр ПересторонинАлександр Пересторонин


Могу сказать, что одно из главных качеств, которым должен обладать тот или иной эксперт, - это высокий уровень компетенции в теме или конкретном вопросе. При этом важно, чтобы также был достаточно широкий кругозор, это позволит рассматривать ту или иную проблему со всех сторон, учитывая даже, казалось бы, самые незначительные факторы.   читать целиком
Юрий Алексеевич  19.10.2015 11:01
0
0

Не хотелось бы повторять мнение Кошелева Дмитрия Евгеньевича, поэтому просто замечу, что как-то за лесом (общественная палата и прочая, и прочая, и прочая) забыли про то, что основой общества является человек, семья, некая группа граждан, объединенная идеей или проблемой.
Главное, что общество - это всегда ЕСТЕСТВЕННОЕ образование!! Общество нельзя создать по указке сверху. В то же время Государство - это всегда ИСКУССТВЕННОЕ образование. Результат компромисса или наоборот угнетения.



А теперь вопрос, что может создать Государство (ИСКУССТВЕННОЕ образование)?  Только другое искусственное образование. Кстати, это не значит, что это плохо. Пластмассы - это хорошо, красиво, но вот кушать красивое яблоко из пластмассы невкусно. Собственно, областная общественная палата и все  тот же общественный совет Тюмени - это пластмассовые яблоки. Выглядят красиво, а больше от них создатель (в данном случае областная и прочая администрация) ничего и не требует. 



В этом случае ответ на вопрос вынесенный в заголовок "Кто поставит оценку власти?" выглядит очень просто: жители города Тюмени (области). Только они и никто другой. 
Та же общественная палата и прочая, и прочая, и прочая, не может корректно контролировать областную администрацию!!! Ибо, яйца курицу не учат!!!  
Закон Тюменской области «Об осуществлении общественного контроля», в котором одним из субъектов контроля является Общественная палата Тюменской области - выглядит несколько потешно, собственно и сам закон написан людьми, которые больше всего боялись НЕ НАПИСАТЬ плохой закон, а дать в законе ПРАВА ГРАЖДАНАМ. Есно, ИХМО!!! :))



Ну и кратенько об экспертах. 
Точнее об ОБЩЕСТВЕННЫХ экспертах. Уточнение очень важное, ибо в отличии от ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ экспертов, общественному эксперту не нужны никакие знания и компетенции. Не нужны от слова "ВООБЩЕ". Как было сказано выше, общественный эксперт представляет собой ОБЩЕСТВО (даже если это общество состоит из "соображающих на троих"), и уровень, и степень компетенции уже задан обществом, которое "осознало проблему" и "породило" общественного критика (если желаете эксперта).
Именно поэтому, как было отмечено ранее, одними из лучших общественных экспертов становятся журналисты (совпадение профессиональных, общественных и личных интересов).



Исходя из всего вышесказанного, рекомендовать кого-либо в общественную палату не буду. Ибо, состав палаты формирует тот кто ее создал. т.е. администрация области. 
А кто контролирует Администрацию (имя собственное) Тюменской области?? Правильно: не я!! :)))

Юрий Алексеевич  19.10.2015 11:31
1
0

Да, вопрос: Александру Пересторонину. 
Вы говорите, что ..."
то одно из главных качеств, которым должен обладать тот или иной эксперт, - это высокий уровень компетенции в теме или конкретном вопросе"..., а еще вы утверждаете, что: ..."качественно исполнять роль общественного контроля могут, в частности, журналисты, которые знают многие проблемы изнутри, общаются с разными экспертами, стремятся изучить все позиции и мнения, а также могут анализировать, сопоставлять и проявлять нестандартные подходы к решению задач"...


Вы не находите, что вы противоречите сами себе? 
Чем, обычная малограмотная бабушка на лавочке у подъезда, которая обнаружила аварию на водопроводе, вызвала аварийную бригаду, выслушала мнение всех приехавших "профи" хуже журналиста, который сделал репортаж на основе слов этой бабушки?? И закончил это репортаж словами бабаушки: "Доколе, .... .... ... (цензура)"- убрав всю нецензурную часть выводов.
ЗЫ. Вы путаете профессиональных (узкоспециализированных) экспертов и общественных экспертов, которые представляют интересы общества в меру СВОИХ сил, знаний и желаний. 

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы принять участие в обсуждении.



Эксперты
Александр Пересторонин
Ефремов Иран Михайлович
Нестерук Виктор Олегович
Кошелев Дмитрий Евгеньевич
Николай Когошвили
Владимир Ильич Ульянов
Морозов Михаил Владимирович
Юрьев Артур Юрьевич
Буженко Игорь Викторович
Мнений экспертов: 9
Рейтинг участников