Культурный код — это ключ к общему видению мира и пониманию друг друга, ключ к общению, позволяющий оценивать шутки, заголовки газет, сюжеты в искусстве и жизни. Есть ли общий региональный культурный код, объединяющий мировоззренческие позиции жителей Тюменской области, Ямала и Югры, и если есть, то под влиянием каких авторов и литературных произведений он сформирован – это предмет нашего обсуждения сегодня.
Обсуждение также проходит на следующих площадках:
"Общественная экспертиза" на Facebook
По моему мнению, общий культурный код у северян и жителей юга Тюменской области (у «северян» и «тюменцев») никуда не девался. Он есть, и, несмотря на всю обособленность территорий, тем не менее, является общим. Тюменская область вобрала в себя все три части, перемешала людей: северяне возвращаются «на большую землю» - в Тюмень, а тюменцы очень часто или работают на севере, в ХМАО и ЯНАО, или имеют там многочисленных родственников. Все перемешалось, и не в последнюю очередь свою роль в этом сыграла литература, но... Далее выскажусь по пунктам.
1. Я не уверен в том, что сегодня произведения, написанные местными авторами, занимают большое место «в формировании регионального самосознания». Куда большую роль в этом играют региональные брэнды, которыми гордятся жители области и автономных округов – их много, перечислять не имеет смысла в данном контексте. Что касается литературы, то например молодежь (благотворнейшая среда для формирования ЛЮБОГО мнения). Я слабо знаком с нынешней школьной программой и не знаю, в какой мере в ней представлены произведения наших, местных авторов. Уверен, что знакомство с ними необходимо, потому что без знания того, например, что классика вроде «Конька-Горбунка» была написана тоболяком Ершовым, а сказы Ивана Ермакова обогатили отечественную литературу – нет полноценного воспитания. Знать своих земляков, книги которых стали известны не только в родном регионе – вообще говоря, обязанность всякого культурного человека.
2. Лично мне с детских лет запомнились сказки Константина Лагунова («Ромка-рамазан»», «Городок на бугре») и книга Ивана Ермакова «Стоит меж лесов деревенька». В этих книгах меня привлекал именно местный колорит. Чуть позже я увлекся повестями Владислава Крапивина, творчество которого ценю и люблю до сих пор. Пожалуй, это наиболее известный по всей России писатель, который является нашим земляком. Крапивина – пожалуй, его книги я бы читал детям в первую очередь.
3. Что касается подросткового возраста – на меня оказали влияние, как я уже говорил, книги Крапивина, а также Константина Лагунова (но уже не сказки, а повести, такие как «Красные петухи» - историческое исследование).
4. Классика региональной литературы для меня – книги Лагунова «Красные петухи», «Иринарх», «И сильно падает снег…»; «Зодчий» Зота Тоболкина, «Мои воспоминания» Николая Чукмалдина, «Сибирская книга» Анатолия Омельчука, «Новые западно-сибирские песни» Владимира Богомякова, «Слой» Виктора Строгальщикова. Их много на самом деле. Интереснейшую прозу пишет Мирослав Бакулин…
5. На первом месте среди поэтов Тюмени – несомненно Владимир Богомяков. Также включил бы в сборник стихи Мирослава Немирова, Константина Михайлова, Марии Цыганковой. Но кого еще – сказать затрудняюсь, немногих местных поэтов знаю, а хороших среди них – и того меньше.
6. Интересные краеведческие книги для меня – «Тюмень без секретов» Александра Петрушина, вышеупомянутая «Сибирская книга» Анатолия Омельчука, «История освоения Сибири» Николая Ядринцева, сборник «Очерки старой Тюмени», «Сибирская Вандея», а также целый ряд книг, выпущенных на истфаке ТюмГУ.
7. Таких произведений для меня несколько, написаны они двумя авторами. Это опять же книги Константина Лагунова «Красные петухи» и «И сильно падает снег». А еще – романы Виктора Строгальщикова «Слой», «Слой-2», «Слой-3», «Край» и «Стыд», которые очень точно передают реалии политической жизни Тюмени 90-х, да и вообще – жизни.
Культурный код определяется географически, ландшафтом. Хотим мы этого или нет, но это так.
Любой художник вам скажет, что наше, сибирское небо нарисованное латышом, псковитянином или бурятом - будет совсем разным. Не таким, как его видим мы. Это не выдумки, а реальные наблюдения на всесоюзном пленере художников в Салехарде. И это есть великая тайна и мистика. Но ведь такие же вещи происходят и в литературе. Когда было живо отделение Союза Писателей, всегда говорили – «они там, в Красноярске, совсем другие». А вот курганские и шадринские всегда были нашими.
Культурный код Тюменской области, безусловно – есть. Он определяется очень тонкими материями… Природой, общностью истории. Личными связями, как без них? Погибшим филиалом Южно-Уральского издательства, обучением в одном пединституте, часовым поясом, буровой или факелом попутного газа, видимым из окна. Охотой и рыбалкой. Знаменитым, в прошлом, ресторане «На троих» в посёлке Самарово. Это под горкой в Ханты-Мансийске. Там у входа была скульптура, где стояли, обнявшись, охотник, нефтяник и рыбак.
Зайдя в этот ресторан, можно было увидеть комсомольцев, читающих стихи в перерыве между сменами, всех тюменских поэтов, всех московских актёров. Север – притяжение жизни. Вот из всех этих нитей сплетается, связывается кокон «культурного кода». Но попробуй его распустить, выдернуть ниточку – всё разрушиться…
1. Совершенно искренне считаю, что тюменцем не может считаться человек, не читавший местных авторов. К глубочайшему сожалению «нетюменцев» в нашем, уютном, региональном, камерном мире всё больше. И это, конечно, большой конфликт сегодня. Конфликт внутренний, пока. Но как много слышим мы ежедневно слов в адрес приехавших, но не желающих включаться в «культурный код»!
2-3. Вырос с Крапивиным. Лет с десяти читал его. Вернувшись из армии, здоровенным накаченным мужиком упал на диван и схватил Крапивина. Но моему сыну больше нравился Гайдар. Дело вкуса, конечно.
4. Считаю, что «Богиня в шинели» Ивана Ермакова, достойна не только регионального, но и мирового уровня классики.
5. Евгений Файерабенд. Стихотворение «Муравей». Виктор Астафьев назвал его лучшим стихотворением о войне. Я иногда думаю – единственное…
Муравей
Уже он чуял – пахнет житом,
Но, миной скошен наповал,
Солдат считал себя убитым
И даже глаз не открывал.
И, оглушенный, он не слышал,
Как пушки били за рекой
И как в норе копались мыши
Под окровавленной щекой.
Как ездовые драли глотки...
Но вот разведчик-муравей
На лоб солдату слез с пилотки
И заблудился меж бровей.
Он там в испуге заметался,
И, энергичен, полон сил,
Защекотал и затоптался,
И вдруг – солдата воскресил.
И тяжело открылись веки,
И смутно глянули зрачки,
И свет забрезжил в человеке,
Поплыл поверх его тоски.
Вздохнул он глубоко и тяжко,
И небо хлынуло в глаза...
И понесла к земле мурашку
Большая круглая слеза.
6. «Герои земли Тюменской». Одна из лучших документальных книг о войне. Её надо переиздавать непрерывно для того, чтоб дети в школах читали и пересказывали.
7. Полноценно писать о земле может только живущий на ней…
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы принять участие в обсуждении.